Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа, страница 4

6.   «Радэн» – техника инкрустации перламутром (см. Приложение – Рисунок 3,4,26)

7.  «Тецусаби-нури» – использование железной ржавчины (см. Приложение – Рисунок 5).

8.  «Чинкин» – прорезь линий ножом по лаку и печать золотом или серебром по линиям (см. Приложение – Рисунок 6).

9.   «Иро-уруси» – буквально "Цвет лака", была создана путем добавления пигментов. Существовало только пять цветов (красный, черный, желтый, зеленый и коричневый), которые использовались вплоть до XIX века, когда появились различные нововведения, наряду с более поздними внедрениями западных искусственных пигментов. Шибата Дзешин (1807 – 1891 гг.) был главным новатором в этой области, используя не только цвет, но и другие вещества, смешивающиеся с лаком для достижения разнообразных эффектов (см. Приложение – Рисунок 7)[7].

В каждой префектуре Японии есть своя техника покрытия лаком и способы его декорирования. Традиции передаются из поколения в поколение и мало подвержены изменениям.


1.3.Исторические предпосылки развития лака

В ранних японских храмах не было скульптур, не было картин. Во внутреннем пространстве присутствовали лишь духи. Как следствие этого, мировоззрение японского народа выражалось через орнаменты резьбы, лаковых росписей и других произведений искусства. В синтоизме всё, что было невозможно понять человеческому разуму – обожествлялось, каждый предмет был самоценен сам по себе и погружал человека в размышления.[8] Иными словами, для японского мастера каждый предмет имел свою душу, характер, который старались понять, вычленить и максимально подчеркнуть при изображении. Каждый мотив был индивидуален и складывался из наиболее характерных черт предмета.

С приходом буддизма в V – VI вв.  традиционные ремесла Японии обогатились новыми мотивами и техниками, выработанными более высоко развитой культурой Китая. В частности, в орнаментальных композициях появились зигзагообразные линии, перетекающие одна в другую, мотивы драконов, тигров. Так же была принесена сама техника декоративного лака из Китая, где применялся в основном красный и черный лак. Лак использовался в Японии каменного века 5000 - 6000 лет назад, как клей, которым крепили наконечники стрел. Ранние лаковые произведения Японии были созданы под влиянием китайских образцов лака и не имеют еще той яркой индивидуальности, присущей лаку эпохи Хэйан (794 – 1185 гг.)  и более позднего времени.

В эпоху Хэйан (794 – 1185 гг.) искусство производства лака достигло высокого уровня. Некоторые техники украшения лака отличались такой роскошью и утонченностью, что всё чаще стали употребляться для украшения интерьеров дворцов и храмов. Во дворцах появились лаковые экраны и ширмы, столики и шкатулки, в буддийских храмах лаком покрывали потолки, двери, алтари, статуи божеств, шкатулки для хранения сутр и других предметов культа. Высокий уровень развития этого вида декоративно-прикладного искусства вызвал указ императора о разведении лаковых деревьев и запрете вывоза лаковых изделий из страны[9].

В этот период начала складываться специфическая композиция, свойственная японскому искусству. Декор китайских изделий был очень пышным и равномерным ковром покрывал поверхность изделия, тогда как японские мастера стали вводить ассиметричные типы композиции и в большей мере использовать выразительность пустого пространства. В отличие от китайских узоров, японские орнаменты выглядели более цельными и полновесными. Японские мастера используют нехарактерные для Китая декоративные элементы, как например, деревянные колеса в сочетании с волнами (см. Приложение – Рисунок 1).

По этой особенности орнаментального мотива можно легко распознать японское произведение. В отличие от китайских и корейских мастеров, которые в основном стилизуют растительные мотивы, японцы используют реальные зооморфные и антропоморфные мотивы, в сочетании с геометрическими. Японские мастера внимательнее относились к природным формам, подчеркивая их, а не скрывая за витиеватым сплошным узором, как в это делали Китае.