Реклама: социокультурный аспект. Способы и инструменты воздействия рекламы, страница 6

Современный информационный социум создаёт многообразие форм и функций рекламы.

С помощью ценностно-ориентирующей функции осуществляется создание и изменение ценностей посредством рекламного воздействия. Реклама создаёт приоритеты, совершенно новые потребности, показывает уже созданные модели поведения и образцы, к которым следует стремиться, делает такие понятия, как «мода», «престиж», «статус» более актуальными, т. е. обновляет и изменяет общественные ценности. Ценности целиком и полностью зависят от воздействия рекламы, потому как актуализированными становятся те ценности, которые старается выдвинуть на первый план реклама - материальное благополучие, уютный быт, меркантильность, развлечения и т.д. Остальные же ценности, не продвинутые рекламой, становятся неважными. В итоге реклама заменяет настоящие духовные ценности материальными.

В наше время реклама имеет сложную структуру и создаёт каналы, информирующие социум о товарах для удовлетворения потребностей, влияет на поведение покупателей, становится похожей на массовую культуру, определяет ценности современного общества.

1.3. Способы и инструменты воздействия рекламы

Соотношение внешнего психологического воздействия рекламы на людей и предложения объективных потребностей – одна из важнейших проблем. Стратегия, методы проведения рекламных компаний и успех конечных результатов зависят именно от решения этой проблемы.

Реклама способствует решению многих проблем, определяет стандартные схемы поведения и образ жизни, создаёт некоторые шаблоны при общении людей в виде слоганов и выражений, поэтому можно утверждать, что человек «живёт» среди рекламы. Реклама определяет отношение людей к объектам, изменяя его так, чтобы создать мотивацию на приобретение продукта или услуги, сделать эту потребность наиболее актуальной, основанной на бессознательных мотивах.

Рекламное воздействие – изменение в сознании, мышлении, поведении реципиентов путём проведения рекламной акции [Кутуза  2014: 190]. Оно зависит от множества взаимосвязанных факторов. Существует много рекламных формул и моделей, таких как ACCA, DIBABA, DAGMAR, STASM, SABONE, VIPS, но самой эффективной из них считается AIDMA – классическая схема психологического воздействия, где 1 этап – привлечение внимания, 2 этап – проявление интереса к содержащейся информации, 3 этап – появление желания приобрести объект, 4 этап – мотив, 5 этап – совершение покупки.

Анализируя, можно сказать, что для  привлечения внимание реклама образует у потребителя доминанту восприятия, затем через эмоции, настроение, и влияя на интеллект вызывает интерес. Большинство моделей поведения покупателей базируются на теории «стимул — реакция» (S — R). Е. Толмен добавил в эту теорию промежуточное звено – мотивы внешнего поведения. S — V — R.  А. Дейян назвал модели поведения «иерархией обучения», содержащей три этапа: стадия информации (когнитивная), стадия отношения (аффективная), стадия поведения (конативная). Реклама с этими стадиями была названа воздействующей или суггестивной. Познавательный компонент показывает, как воспринимается содержание рекламы, эмоциональный – определяет отношение к рекламе, поведенческий – характеризует действия покупателя.

Недоминантное восприятие обусловлено неосознанными процессами или, проще говоря, эмоциями. Они характеризуются иррациональностью, являющейся базой для суггестии. Именно поэтому эмоциональный уровень очень важен. Суггестия – способ коммуникативного воздействия, способствующий некритическому восприятию информации и вызывающий желаемые отклик и поведение. Зачастую людям нравится то, что заставляет их испытывать радость или страх, связанные с внутренними инстинктами. Как правило, положительные эмоции усиливают желание, а отрицательные приводят к избеганию объекта.

Эмоции имеют важное коммуникативное значение. Реципиент не способен обрабатывать большое количество информации, поэтому чем сильнее перегрузки информацией, тем больше ориентация на эмоции, освобождающие от сложных операций.