Реклама: социокультурный аспект. Способы и инструменты воздействия рекламы, страница 2

Так существует подход к пониманию рекламы как к одной из форм коммуникации. Этот подход является наиболее распространенным в практике рекламы. Е.В. Ромат дает такое определение рекламы: «Реклама является видом массовой социальной коммерческой коммуникации, которая формируется и оплачивается конкретным рекламодателем» [Ромат 2003: 275]. Она направлена на продвижение объектов рекламирования потенциальным покупателям. Целью коммуникации является формирование определенной целевой психологической установки у получателей рекламного обращения относительно объекта рекламирования. В ст. 3 ФЗ «О рекламе» даётся следующее определение: «Реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [ФЗ «О рекламе»: http://]

Так же понятие рекламы можно рассматривать с экономической точки зрения. Ученые-экономисты характеризуют рекламу как функцию, как целевую деятельность и считают, что она является одним из элементов маркетинговой деятельности. И тогда ее определение звучит так: «Реклама – это оплачиваемая целенаправленная деятельность, которая принимает форму воздействия опосредствованного характера, имеющая целью стимулирование конкретных действий объектов, на которых направлено это воздействие с помощью средств рекламы» [Ромат 2003: 67]. Однако исключительно экономический подход к пониманию рекламы не дает возможности рассматривать множество ее функций, влияющих на социальные и культурные сферы общества.

Современными учеными и специалистами в области социологии, культурологии и рекламы вырабатывается совершенно новый подход к дискурсу массовых коммуникаций в целом и рекламы в частности.

Исследователь Егорова Е.С. в своей работе «Современная реклама в системе социокультурных отношений» дает следующее определение рекламы с точки зрения социологического подхода: «Реклама это специфическая информация, являющаяся феноменом современного социума, производимая определенными общественными структурами для воздействия на массовое сознание  [Егорова Е.С.: http://].

Социокультурный подход к пониманию рекламы позволяет рассматривать ее как специфический механизм, который тесно связан с культурными традициями и  влияет на формирование  ценностей и мировоззрения современного общества потребления.

Орлова Н.В. также выделяет коммуникативный и семиотический подходы к понимаю рекламы, которые являются для рекламопотребителей являются наиболее важными. Здесь реклама определяется «ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информационно-образные, экспрессивно-суггестивные произведения, адресованные группам людей с целью побудить их нужным рекламодателю выбору и поступку» [Орлова  2006: 280].

Для того чтобы наиболее полно понимать сущность рекламы, необходимо рассмотреть историю ее появления и основные этапы развития. Основные вехи в развитии рекламы можно условно  разделить на древний, средневековый и этап становления рекламной индустрии.

1. История рекламной практики берет свое начало издавна. До зарождения письменности была распространена устная реклама, она и являлась первым видом проторекламы. В процессе коммуникации люди, несомненно, распространяли  множество сообщений, в число которых входили и сообщения рекламного характера. В эпоху античности появилась профессия глашатаев – профессиональных разносчиков политической, административной и коммерческой информации. Одновременно с устной рекламой появляются первые формы наружной рекламы, которые берут свои истоки от наскальных изображений, различных предметов культа - оберегов и амулетов, также появляются первые прообразы гербов и эмблем. Более того, наскальные надписи стали прародителем печатной рекламы наряду с папирусами и берестяными грамотами, которые нередко содержали политические и торговые сообщения. Первообразом сегодняшних  логотипов были разнообразные клейма, печати, благодаря которым можно было отмечать авторство своей работы.