Реклама: социокультурный аспект. Способы и инструменты воздействия рекламы, страница 4

Современная реклама давно вышла на глобальный уровень, а многие из ее носителей (прежде всего электронные средства информации) не знают национальных границ. Это резко подняло планку требований к качеству рекламных сообщений. Наряду с интернационализацией, современная реклама все больше учитывает национальные и религиозные особенности того или иного сегмента рынка, культурные традиции населения. Также не теряет значения, даже при самой массовой рекламе, учет региональных, местных особенностей и проблем: экологии, транспорта, энергетики и др. Реклама в этой связи не только воздействует на процессы принятия решения о приобретении конкретного предмета потребности, но и формирует общественное мнение о приоритетах учреждения в отношении многих значимых для региона проблем. Нельзя не отметить, что реклама на современном этапе своего развития является многофункциональной и глубоко интегрирована со многими смежными направлениями в этой сфере: экономикой, маркетингом, менеджментом и т.д.

В ходе своего развития реклама становится очень важным социокультурным фактором в обществе. Как верно подмечает Н.В Орлова «С возникновением массового производства в задачи рекламы стало входить не только информирование о предложениях рынков (характерное для рекламы до конца XIX – начала XX века), но и проведение культурно-идеологической обработки потенциального потребителя, с тем чтобы закрепить ценности и порядок массового потребления и тем самым решить проблему сбыта излишков товаров, ставшую актуальной в связи с растущей продуктивностью экономической системы» [Орлова  2006: 283].

Таким образом, можно сделать вывод, что реклама – феномен, сочетающий в себе множество аспектов различных сфер жизни человека. Несомненно можно говорить, что в современном мире реклама является специфичным средством формирования культуры повседневности человеком и влияет на формирование определенных ценностей личности и социальных групп.

1.2. Реклама: социокультурный аспект

Современная реклама как социокультурное явление включает в себя элемент рыночного механизма, который  позволяет удовлетворять материальные человеческие потребности, а также выступает и как общественный ориентир – создает систему определённых взглядов, жизненных ценностей и приоритетов, модель поведения, картину мира в целом. Поэтому существует «первичный дискурс рекламы» – предложение товаров и услуг – и «вторичный дискурс» - формирование стереотипов в обществе.

Несомненно, реклама имеет большое значение в экономической сфере, но с развитием постиндустриального общества реклама стала частью культурной и социальной сферы жизни человека, используя каналы массовой коммуникации, она  превратилась в неотъемлемую часть жизни человека.

Сегодня производство рекламных материалов основывается на важных социальных и культурных составляющих сфер жизнедеятельности человека, включая нормы, ценности, религию, быт, политику и др.

Реклама является частью нашего быта и повседневности, где происходит соотношение наших переживаний с определёнными кодами повседневного опыта, создаются и преобразуются всевозможные объекты. Можно сказать, что реклама есть формульная структура, несущая в себе «культурные штампы».

Таким образом, можно дать следующее определение рекламы: реклама - феномен современного социума, специфическая  информация, производимая определенными общественными структурами для воздействия на массовое сознание, как на определенную социальную подсистему со своими потребностями, целями и мотивами [Егорова Е.С.: http://].

Реклама с точки зрения социокультурного подхода рассматривается как часть массовой культуры, а также массовизирует и стандартизирует общественное сознание. Таким образом, реклама воспитывает человека, формирует определённую культуру с набором норм, представлений, ценностей, обеспечивающую гармоничную жизнь в обществе, определяющую соответствующую структуру поведения. Реклама обладает довольно широким спектром функций совершенно разного характера: формирует предпочтения потребителя, содействует сбыту продукции. Также к функциям рекламы относят информационную, воспитательную, психологическую, художественную, идеологическую и др.