Реклама: социокультурный аспект. Способы и инструменты воздействия рекламы, страница 13

4)  Ставка на менталитет. Одна наиболее встречаемая и часто использующаяся в рекламе характеристика русского менталитета — душевность социальных отношений. Так, в рекламе шоколада «Россия ‑ щедрая душа» семья гуляет по бульвару, где выступают уличные музыканты. Мальчик решает угостить девушку, играющую на скрипке, шоколадной плиткой, данный поступок характеризует свойственную нации русскую щедрость. В это время на экране появляется известный фразеологизм: «Душа нараспашку», который характеризует «человека искреннего в проявлении своих поступках, чувствах, мыслях» [enc-dic.com: http://]. Данные черты присуще большинству русского народа, что позволяет с лёгкостью установить личные отношения. А в завершении рекламы говорится: «Именно для таких моментов «Россия ‑ щедрая душа»», что в очередной раз подтверждает частоту проявления одной из черт русского менталитета.

В рекламе кваса «Хлебный край» звучит такая фраза: «Квас «Хлебный край» ‑ до краёв наливай!», заостряется внимание на нелюбви русского человека к среднему. То есть, если наливать пить — так до краёв, на максимальный уровень.

Такая черта как соборность встречается в рекламном ролике сети ресторанов быстрого питания «Mакдоналдс» в поддержку олимпиады в Сочи. Действие рекламы разворачивается непосредственно в самом кафе, где мама предлагает своим родным сделать фотографию. Дочка, замечая своего тренера, просит пригласить его, в чём ей не отказывают. И с каждой попыткой сфотографироваться желающих людей становиться больше. В конце ролика получается одно групповое фото, а на экране появляется слоган «Мы — одна семья. Мы делаем игры вместе». Рекламодатель таким образом фокусирует внимание на коллективе, объединенном общей идей, то что свойственно менталитету русского человека.

Итак, можно сделать вывод, что в современном обществе рекламные сообщения воздействуют на реципиента не только на рациональном уровне, но также они базируются на глубинных социокультурных предпосылках. Реклама затрагивает не только экономическую сферу жизни, но и распространяется на все сегменты человеческой жизнедеятельности. Сегодня реклама является сложным универсальным элементом социокультурного пространства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что реклама в социокультурном аспекте определяется как явление современного общества, как определенная информация, создаваемая общественными институтами с целью влияния на массовое сознание, как на социальную подсистему со специфичными мотивами и целями. С уверенностью можно говорить, что сегодня не осталось не одной отрасли человеческой жизни, которая была бы не охвачена рекламой. Все это позволяет сказать, что роль рекламы в современном обществе огромна. Она выполняет множество функций, помимо экономической, таких как: социокультурная, идеологическая, психологическая, адаптационная и др. Колоссальная роль рекламы в обществе, позволяет ее назвать всепроникающей, отнести к массовой культуре. Более того, многие исследователи считают, что реклама сегодня влияет на систему ценностных ориентаций.

Социокультурный подход к пониманию феномена рекламы позволяет выявить многогранность и многофункциональность рекламы как сложного и универсального экономического, культурного и социального явления. 

На основе проведенного исследования, можно сказать, что Итак, можно сделать вывод, что в современном обществе рекламные сообщения воздействуют на реципиента не только на рациональном уровне, но также они базируются на глубинных социокультурных предпосылках. Реклама затрагивает не только экономическую сферу жизни, но и распространяется на все сегменты человеческой жизнедеятельности. Сегодня реклама является сложным универсальным элементом социокультурного пространства.