· усиление республиканской, региональной, хозяйственной и внутрихозяйственной специализации с целью концентрации производства и ресурсов на наиболее эффективных видах производства и экономии непроизводительных издержек;
· формирование оптимальных специализированных и многоотраслевых сырьевых зон производства сельскохозяйственной продукции для переработки и сбыта, а также определение наиболее перспективных предприятий-интеграторов из числа перерабатывающих предприятий и животноводческих комплексов;
· создание продуктовых кооперативно-интеграционных объединений субъектов хозяйствования по технологической цепи от производства исходного сырья до сбыта готового качественного продовольствия, включая и финансово-кредитные структуры и придание им всех необходимых прав на самохозяйствование, самоуправление и самоопределение в рамках стимулирующего законодательства;
· создание условий для свободного рыночного оборота агропромышленной продукции, и вместе с тем регулирование и поддержание сбалансированности продовольственного потребительского рынка и доступности продовольствия населению прежде всего по ценам с помощью государственных реализационных и закупочных интервенций;
· переход на ценообразование на агропромышленную продукцию, исходя из рыночного спроса и предложения и эквивалентности межотраслевого товарообмена с условием контроля государством нормативов закладываемых затрат, прибылей и рентабельности;
· активное обязательное реформирование действующих агропромышленных предприятий, не обеспечивающих требуемой результативности, в гибкие структуры рыночного характера по различным моделям и сценариям, исходя из местных особенностей и с условием быстрого их финансово-экономического оздоровления, нацеленности на зарабатываем ость средств, перехода на самоокупаемость и самофинансирование;
· оптимизация земледелия и животноводства в связи с необходимостью интенсификации производства и концентрации ресурсов на наиболее плодородных землях и в конкурентоспособных предприятиях, что требует пересмотра системы ведения хозяйства, вывода из активного оборота низкоэффективных земель и низкопродуктивных животных;
· усиление экологизации сельскохозяйственного производства и переход к адаптивному (органическому) земледелию и животноводству;
· обеспечение экономико-правовых условий и гарантий быстрого развития рыночных форм и механизмов мотивации и стимулирования агропромышленного производства и труда, особенно производительного и эффективного.
В этом заключаются основные стратегические и оперативные задачи вывода национального агропромышленного комплекса из затяжного кризиса и создания благоприятных макро- и микроэкономических условий для его устойчивого перспективного развития. Хотя, конечно, изложенные меры и направления требуют многих дополнительных механизмов для их успешной реализации.
2.2. Принципы совершенствования АПК РБ в 2001-2005гг.
Основные направления стратегий развития АПК отражены в Программе совершенствования АПК Республики Беларусь на 2001—2005 гг. В ней указывается цель дальнейшего развития агропромышленного комплекса - удовлетворение потребности населения республики в качественном и конкурентоспособном продовольствии и обеспечении ее промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также максимальное увеличение экспортного потенциала отрасли.
Таким образом, для повышения обеспечения республики основными видами продовольствия по научно обоснованным нормам и сохранения экспортного потенциала следует иметь валовые сборы зерна не менее 9 — 10 млн т; картофеля -10 — 12; овощей — 1,3—1,4; сахарной свеклы — 1,9 —2,8 млн т и стабилизировать соответственно производство молока и мяса на уровне 6,0 — 7 млн т и 1,1 — 1,3 млн т.
Для достижения указанных объемов животноводческой продукции предстоит кардинально изменить политику в развитии кормопроизводства, существенно наращивая производство кормового белка, как за счет сельского хозяйства, так и отраслей, перерабатывающих его сырье.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.