Направления, принципы и результаты реформирования АПК в Республике Беларусь, страница 7

Непригодна для достижения целей и задач финансовой стабилизации и применяемая система налогов. Она ставит сельских товаропроизводителей в неравные условия хозяйствования, слабо или вовсе не учитывает природные особенности ведения сельскохозяйственного производства, ориентирует товаропроизводителей не на противозатратный, а, наоборот, затратный метод ведения производства.

Наиболее рациональным является применение одного вида налога — налога на землю с учетом качества и размеров закрепленной площади сельскохозяйственных угодий. Такая методика имеется, она проста и понятна, базируется на учете интересов государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей, ставит разные субъекты хозяйствования в одинаковые условия ведения производства. Есть и положительный опыт. В Белгородской области РФ с 1 августа 1996 года осуществлен переход на единый земельный налог. И если до его внедрения собирали 45—50% ожидаемых налоговых поступлений, то при новой системе практически все предприятия АПК исправно его платят без напоминания. Отпала необходимость в громоздком аппарате и ведении двойной бухгалтерии, так как при новой системе невозможно что-то спрятать или не показать.

Существуют эмпирические критерии зависимости собираемости налогов от их величины. Чем они больше, тем собираемость ниже, меньше или вовсе отсутствуют мотивы активизации производства и выше уровень теневой экономики. Самое большое налоговое поле — повышение платежеспособного спроса населения путем его максимальной занятости во всех отраслях народнохозяйственного комплекса. Так, в Великобритании на долю подоходного налога с населения приходится 64% от поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет, а на долю налогов с доходов компаний — лишь 19%. Тем самым появляется мощный стимул для создания новых рабочих мест, модернизации производства, внедрения передовых технологий, повышения качества продукции и т. д.

Финансы, финансово-кредитные отношения являются кровеносной системой экономики, а банки в данной системе выступают в роли ускорителя оборачиваемости частиц, следовательно, и активизации производства. Пока процентные кредитные ставки будут выше ожидаемой рентабельности производства, хотя бы на среднерайонном или среднеобластном уровнях, существенных инвестиций и оживления производства в АПК ожидать не следует. Будет постоянный перелив капитала из сферы производства в торговлю. В целях активизации сельскохозяйственного производства кредитные ставки требуется снизить до 5—6% годовых. Во избежание негативного действия инфляционных процессов на работу банков необходимо применять индексацию на уровень роста потребительских цен на товары, работы, услуги, под которые были взяты кредиты, на период их возвращения или условно применять долларовый эквивалент. Следует считаться с существующими реалиями. [10, с.66-68]

Необходимо отметить, что существующее организационное устройство АПК является крайне неэффективным и требует коренной реструктуризации.

Прежде всего наблюдается:

·  несогласованность развития производительных сил и производственных отношений;

·  обособленность и разрыв интересов предприятий;

·  разнонаправленность целей всех 3-х сфер АПК;

·  отсутствие скоординированной продуктовой политики;

·  слабая сбалансированность продуктовых и продовольственных рынков. [11, c.3]

Повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства напрямую связано с состоянием защиты отечественного товаропроизводителя от интервенции продовольствия из государств дальнего зарубежья. Нужно руководствоваться принципом: завозить то, что способствует активизации: производства, созданию рабочих мест, укреплению национальной экономика, отказаться от импорта тех видов продовольствия, для производства которых имеются соответствующие природные условия в республике.


1.2.4.  Инвестирование сельского хозяйства.