Принятые за последние годы законодательные акты и правительственные постановления ликвидировали монополию государственной собственности на землю. Вместе с тем необходимо разработать четкий механизм функционирования земельного рынка и его государственного регулирования. Речь идет об обосновании цены на земельные участки в разных регионах республики и на разных этапах развития земельного рынка, определении залоговой стоимости земельных участков, арендной платы и земельном налогообложении в целом.
Земельной реформой предусматривается перераспределение земельного фонда с целью создания условий для равноправного функционирования различных форм собственности и хозяйствования экономики. Механизм наделения землей субъектов хозяйствования может быть следующим:
· акционируемое сельскохозяйственное предприятие (колхоз, совхоз) наделяется землей в размерах, близких к фактическому его землепользованию при условии сохранения целостности его производства;
· при образовании на базе внутрихозяйственных подразделений (производственных участков, бригад, ферм) колхоза или совхоза, акционерных обществ или производственных кооперативов новые субъекты хозяйствования наделяются землей в размерах, близких к сложившемуся землепользованию этих подразделений при условии сохранения целостности их производства;
· земли специального фонда земельного запаса и резервный фонд земель передаются фермерам на основе решений местных органов власти. При этом должны учитываться возможности потенциальных фермеров: профессиональная подготовка; наличие у них денежных средств на счетах банков, техники, приватизационных чеков; трудового состава их семей.
Передачу земли во владение и ее юридическое закрепление за вновь созданными коллективами сельскохозяйственных производителей и фермерскими хозяйствами необходимо увязывать с рациональным использованием земель и осуществлять по проектам землеустройства.
Такой механизм наделения землей способствует сохранению крупного производства и позволяет направить в нужное русло развитие фермерства, становление которого в наибольшей степени должно происходить в трудонедостаточных регионах.
Важной считается система сбыта и заготовок продукции. Она должна быть ориентирована на потребительский спрос. Субъекты сельскохозяйственного производства на добровольной основе определяют, как поступать со своей продукцией — продавать самостоятельно на рынке или передавать эту функцию специализированным структурам (предприятиям и посредническим службам) на определенных условиях.
Процесс преобразования системы сбыта в агропромышленной сфере, переход ее на новые экономические взаимоотношения должен основываться на принципах:
· развития контрактных отношений при формировании республиканского и местных продовольственных фондов;
· формирования конкурентных организационных структур по сбыту сельскохозяйственной продукции в форме различного рода сельскохозяйственных сбытовых кооперативов и, в частности, мелкой кооперации на селе;
· протекционизма отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, гарантирующих реализацию продукции надлежащего качества;
· развития совместных и смешанных форм хозяйствования при заготовке, переработке и продвижении продукции.
Государство должно формировать стратегические продовольственные запасы и специальные фонды сельскохозяйственной продукции, необходимые для гарантированного обеспечения потребностей армии, больниц и т.д., а также для регулирования сбалансированного рынка. Формирование таких фондов должно происходить за счет гарантированных цен. Развитию подлежит сбытовая сельскохозяйственная кооперация, маркетинговые коммерческие центры. Более глубокое развитие должны получить биржи, являющиеся своеобразным регулятором формирования рыночных цен, установления и поддержания паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.