Направления, принципы и результаты реформирования АПК в Республике Беларусь, страница 8

Из-за ухудшения состояния резко уменьшилось инвестиционное возможности сельскохозяйственных и организаций, средства которые являются основным источником финансировании в агропромышленном секторе.

Следует отметить, что уровень государственных издержек АПК в последние годы сокращается практически стабильно. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Удельный вес расходов на поддержку АПК в расходной части консалидированного бюджета, %

                                           1997    1998    2000     2001     2002

В 2003 на сельское хозяйство в целом планируется выделить из бюджета 138 млрд. руб., в том числе на сельскохозяйственное производство 3,5млрд. руб., на поддержку сельскохозяйственных организаций финансируемых из государственного бюджета 11,5 млрд. руб., финансирование государственных программ по развитию села и АПК - 31,6млрд. руб., на поддержку фермерских хозяйств - 0,6 млрд. руб., прочих расходов в области сельского хозяйства - 13,1 млрд.руб., на земельные ресурсы 77,6 млрд. руб. [14, c. 16]

В современных условиях продолжает углубляться инвестиционный кризис, который проявляется в абсолютном и относительном отношении капитала вложений, в значительном уменьшении ввода в действие основных производственных фондов, оттока мощностей строительных организаций, субъектов сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей. Значительное сокращение капитальных вложений в агропромышленный комплекс может в перспективе усилить продовольственную зависимость. Инвестиции в эту сферу народного хозяйства должны занимать, в условиях Беларуси, значительный удельный в вес. Это в первую очередь связано с деградацией сельскохозяйственных угодий. Ослабление инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве привело к ухудшению состояния материально-технической базы в отрасли. Таким образом, необходимо срочно предпринять меры по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс Беларуси.


2.  Направления, принципы и результаты реформирования АПК в Республике Беларусь

2.1.Задачи реформы АПК.

Исходя из существующий проблем в сфере сельскохозяйственного производства сформированы задачи преобразований в сфере АПК. В первую очередь необходимо отметить, что сфера сельскохозяйственного производства должна функционировать на основе рыночных законов. 

К основополагающим условиям эффективной организации системы хозяйствования относятся:

Первое. Любое производство, его уровни и объемы должны быть сбалансированы по совокупности материально-технических ресурсов и средств. Планирование и программирование продуктивности агропромышленного производства должно основываться на строгом балансе ресурсов, инвестиций и капитала.

Второе. Вкладывать ресурсы следует в первую очередь в окупаемое, эффективное и перспективное агропромышленное производство, а не во всякое, а тем более бесполезное и заранее убыточное.

Третье. Важно уйти от административных методов и рычагов прямого управления агропромышленным производством, как абсолютно непригодных в системе рыночного хозяйства и не способных учесть законы экономики и перейти на законодательно-правовые и программно-целевые механизмы регулирования развития АПК.

Четвертое. Важно создать благоприятные условия для развития мно-гоукладности аграрной экономики и многообразия форм собственности и хозяйствования и включить всех их в систему конкурентной состязательности.

Пятое. Следует сформировать законодательно-правовые гарантии поддержки, защиты и неприкосновенности корпоративной и персонифицированной собственности на средства производства, имущество и результаты труда и производства в сельском хозяйстве.

Исходя из этого стратегическими целями правительства в сфере формирования АПК в ближайшее время являются:

·  совершенствование республиканского и зонального размещения агропромышленного производства, исходя из целесообразных уровней и объемов производства, внутреннего и внешнего сбыта;