Направления, принципы и результаты реформирования АПК в Республике Беларусь, страница 6

 Таким образом, представляется очевидным в целях достижение прогресса в приватизации АПК следует признать необходимость более решительного его проведения, базируясь на реализации эффективной демократизации и либерализации экономики, развитии имущественных прав и частной собственности, создании соответствующих институтов рыночной экономики и предпосылок для формирования адекватной рынку мотивационной системы как у работников предприятии, так и в целом у граждан республики.


1.2.3.  Система оплаты труда, система цен, финансово-кредитные отношения, планирование, организационное устройство.

Фетишизируемое    в ходе    аграрной   реформы,   а  также  при  разработке   и   осуществлении   программы приватизации     право     собственности   с   возможностью получения дивидендов не может быть главным стимулом развития производства.  Решающее значение на предприятиях с общей совместной, общей долевой собственностью имеет вознаграждение за результаты труда, которое в сельскохозяйственном производстве Республики Беларусь оставляет  желать лучшего.

Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями пока остается самой низкой. Ее уровень в Могилев-«кой области по отношению к аналогичному показателю по народному хозяйству в 2000 году составил 62%, промышленности — 49%; к минимальному потребительскому бюджету в 1990 году — 200%, а в 2000 г. — лишь 72%. Подобные показатели в целом по республике.

В положении, при котором оплата труда работников основной базовой отрасли народного хозяйства, в единственном числе производящей продукты питания, находится на самом низком уровне, вести речь об ускоренном повышении эффективности АПК — задача сложная.

С 1960 по 1993 год цены на продовольствие в ФРГ увеличились втрое, а средняя часовая оплата труда в 8 раз. Увеличение оплаты труда постоянно повышает спрос населения на все новые виды товаров и услуг, а следовательно, способствует расширению объемов производства, улучшению качества продукции, совершенствованию ассортимента, что, в свою очередь, благоприятно воздействует на увеличение оплаты труда, рост платежеспособного спроса, развитие производства и так до бесконечности. Это естественный, нормальный процесс расширенного воспроизводства жизненных условий и самого человека. Цены по праву называют сердцем экономики, и, если она больна, следовательно, сердце работает плохо. Закупочные цены на все виды сельскохозяйственной продукции, поставляемой по госзаказу, должны превышать, как минимум, на 5—10% издержки, складывающиеся на среднеобластных уровнях. В настоящее время это становится объективной и неотложной необходимостью. Если проследить путь образования цены, скажем, на мясо и продукты его переработки или молокопродукты от производителя до потребителя, то можно увидеть большие резервы повышения закупочных цен без увеличения розничных. Причем закупочные цены по госзаказу на все виды сельскохозяйственной продукции, которая может производиться в Республике Беларусь, должны устанавливаться по принципу равной экономической заинтересованности или равной отраслевой рентабельности, что обернется рядом положительных факторов стабилизации и подъема экономики.

Пока же, несмотря на наличие решения правительства, предусматривающего установление закупочной цены, обеспечивающей рентабельность продукции не ниже 20%, на практике оно не выдерживается. Более того, государство продолжает тратить огромные валютные средства на оплату зерна, закупленного по импорту (в том числе и фуражного), взамен того, чтобы на договорных условиях отдавать их своим производителям за дополнительно произведенное и проданное государству зерно по ценам, эквивалентным тем, по которым оплачивается импортное зерно. Даже существующая денежная дотация хозяйствам за проданную продукцию не учитывает никаких природно-экономических условий, в которых эта продукция произведена. Как правило, львиная доля этой дотации концентрируется на уровне Минсельхозпрода, облсельхозпрода и направляется непосредственно на ремонт техники, приобретение ГСМ, удобрений и другие цели без всякого учета мнения тех, кто единственно вправе ей распоряжаться.