Направления, принципы и результаты реформирования АПК в Республике Беларусь, страница 13

Социальную инфраструктуру села следует рассматривать как единый сбалансированный комплекс, звенья которого обеспечивали бы необходимый рост качества жизни сельского населения и заинтересованность работников в производительном труде. Требуется сохранение гарантий социальной защищенности населения независимо от форм собственности, формирование стабильных финансовых ресурсов, обеспечивающих содержание и развитие общественной инфраструктуры, строительство на селе дорог, объектов связи, электри- и газификации, сокращение разрыва в оплате труда работников сельского хозяйства и других отраслей.

Социальное развитие сельской местности должно включать всю систему финансирования, организации и управления государственных программ экономического развития, производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, т.е. дороги, коммунальное хозяйство, жилищное строительство, социальное обеспечение, образование и подготовку кадров, медицинское обслуживание и др. Государственную финансовую помощь селу необходимо осуществлять в основном посредством целевых субсидий.

В условиях, когда производственно-экономические отношения на селе становятся рыночными, следует возобновить использование для градостроительных целей ранее существующей типологической градации сельских поселений, в которой в качестве главного признака принималась планировочная организация усадеб в структуре поселений.

Основную ответственность за поддержание и развитие общественной инфраструктуры следует возложить на местные органы власти, в связи с чем, они должны наделяться соответствующими правовыми и финансово-экономическими полномочиями.

В развитии производственной сферы села главные усилия на современном этапе должны быть сосредоточены на решении жилищной проблемы. Исходными при формировании новой жилищной политики должны стать следующие предпосылки:

1.  определенные социальные гарантии на получение бесплатного жилья будут иметь только малообеспеченные семьи, престарелые, инвалиды, а также переселенцы из Чернобыльской зоны. Под данные объемы строительства ежегодно в республиканском и местных бюджетах необходимо предусматривать соответствующие средства;

2.  остальные граждане должны иметь безусловное право на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилье (индивидуальное строительство, жилищный кооператив, аренда) через функционирование системы финансово-кредитной поддержки, характерной для всех стран с рыночной экономикой (ипотечный кредит, ссудосберегающие системы жилищно-строительных банков, льготные кредиты и ссуды, предоставляемые предприятиями для своих работников и т.д.).

Основным направлением жилищного строительства на селе должно стать возведение домов усадебного типа. Владение собственным домом является важнейшим фактором возрождения у крестьянина чувства хозяина, которое надо всячески развивать и стимулировать.

В результате организационных и отраслевых структурных изменений в агропромышленном комплексе обостряется проблема занятости. Это обусловливает необходимость регулирования процессов занятости со стороны государства. Его политика в данном направлении должна сводиться к следующему:

·  создание системы трудоустройства, включающей в себя учет свободных рабочих мест, регистрацию высвобождаемых работников, предоставление информации о вакансиях и условиях предлагаемой работы;

·  организация службы образовательной и трудовой ориентации молодежи;

·  создание центров переподготовки кадров и повышения их квалификации;

·  содействие созданию перерабатывающих цехов в местах сельскохозяйственного производства, а также соответствующего складского хозяйства;

·  оказание помощи в создании на селе участков и цехов по выпуску товаров народного потребления, обучении соответствующим профессиям и строительным специальностям;

·  содействие в организации в сельской местности сборочных цехов и участков для высокотехнических промышленных производств;