Словом, строительство жилья с привлечением частного копитала по схемам, давно отработанных в развитых странах, широкого распространения не получило из –за неблагоприятных для бизнеса условий.
Несмотря на некоторый перелом в ситуации в инвестиционной сфере в стране в 1997 – 1998 гг., когда были достаточно высокие темпы роста инвестиций - 120 % и 125 % соответственно, затем снова произошел спад, и в результате общий объем инвестиций составил в 2000 г. лишь 40 % к уровню 1990 г., а удельный вес затрат на оборудование в общем объеме инвестиций составил 43 % при 90 –95 % в развитых странах. В 1 квартале 2001 г. продолжалось сокращение инвестиций ( произошел спад до 96 % по отношению к уровню 1 квартала 2000 г. ).
При этом за период 1990 –1999 гг. в основных обрабатывающих отраслях прмышленности спад инвестиций составил от 1,8 до 33 раз, в том числе в наукоемкие, экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли. В сельском хозяйстве снижение инвестиций составило 8,3 раза. В результате, вкладываемых в модернизацию производства средств не хватает даже для простого воспроизводства основных фондов, не говоря уже о расширенном, которое является основой экономического развития.[3,стр.28]
Существуют несколько схем, способных привлечь инвестиции частных предпринимателей и граждан в строительство. Одна из них - на основе домостроечных накоплений - система жилищных сертификатов. Кроме того могут быть использованы и муниципальные жилищные займы. В конце 1999 – 2000 гг. были предприняты первые попытки создания системы ипотечного кредитования (банковские кредиты под залог вводимой или имеющейся квартиры).
Таким образом, было перепробовано несколько систем внебюджетного финансирования жилищного строительства. И у всех у них обнаружился один существенный недостаток: они работают только в нормальной экономике. [18, стр., 208]
См. приложение 1.
Одной из проблем инвестирования в РБ является недостаточная инвестиционная активность населения. По оценкам специалистов, сегодня на руках балорусских граждан находится $ 2 – 3 млрд. В то же время даже с учетом Декрета Президента, гарантирующего сохранность валютного вклада физических лиц, в банковские депозиты размещено около $ 200 млн. Остальные сбережения хранятся “ в чулках “, а наиболее крупные суммы переведены за границу. Ясно, что всевозможные запретные меры ни к чему не приведут, а лишь усилят недоверие к власти.
Причинами непривлекательности банковских вкладов являются :
· их невыгодность для вкладчика. Кто положит деньги под 70 % годовых ? Полученный номинальный доход в результате инфляции не покроет даже половины потерянной стоимости. С другой стороны, покупая ресурсы у населения по положительной процентной ставке, банки не смогут продать их даже с минимальной прибылью – сказывается неэффективность хозяйственной деятельности. Следовательно, причины непривлекательности банковских вкладов лежат глубже нежелания банков повышать их доходность для вкладчиков.
· Неспособность белорусских предприятий “ отработать “ реальную стоимость кредита. Исходя из этого, можно предложить следующие меры:
1. Разработка долгосрочной программы стимулирования инвестиционной активности населения. Каждый должен увидеть личную выгоду. В связи с этим необходимо увязать многие социальные программы с программой развития инвестиционной деятельности;
2. Повышение доверия населения к решениям, принимаемым правительством, президентом и парламентом, прочими уполномоченными на это органами. Иными словами, каждый человек должен быть уверен, что принятый сегодня закон не будет изменен уже завтра. Кроме того, каждый должен видеть цель всех экономических преобразований;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.