Многие специалисты отмечают сходство современного состояния экономики РБ с ситуацией в послевоенной Японии, Корее и некоторых других странах. Такие экономические параметры, как ограниченность природных ресурсов, невысокое качество продукции, низкая эффективность основных фондов, дешевая рабочая сила свидетельствуют о недостаточном собственном потенциале для экономического роста. Это еще раз подтверждает актуальность инвестиционной деятельности как рычага для развития национальной экономики.
Связанное с нынешней экономической ситуацией в республике сокращение капитальных вложений означает резкую нехватку средств не только на наращивание производственного потенциала, но и на его поддержание.
В период своей независимости Беларусь вступила с большим грузом нерешенных проблем, значительная часть которых приходилась на жилищную сферу. Жилой фонд состоял преимущественно из индивидуальных домов “ с удобствами во дворе “ и однообразных типовых одноэтажек, непомерно дорогих в эксплуатации, нуждавшихся в модернизации и капитальном ремонте. Сотни тысяч людей толпились в очередях на получение отдельной квартиры.
Таким образом перед обществом в этой области стояли три основные задачи : обеспечить возведение нового жилья, не допустить разрушения существующего, гарантировать хотя бы самый необходимый уровень жилищно – коммунальных услуг.
Между тем, без рынка жилья не может быть и рынок рабочей силы, а без последнего нельзя говорить о рыночной экономике. Кстати, такая экономика подразумевает такие наличия рынка капиталов, который может быть обескровлен не возвратными вложениями в социальную сферу, а может быть усилен частными инвестициями в то же строительство жилья с целью извлечения прибыли. Например, в развитых странах до четверти всех инвестиций связаны с жилищным сектором.
В 1993 году разработан проект Национальной жилищной программы. Она предусматривала : преодоление падения объемов ввода жилья ; изменение структуры жилищного фонда по формам собственности, а жилищного строительства - по источникам финансирования. Главный недостаток программы состоял в том, что она была рассчитана на какие – то идеальные условия. Так государство и впредь должно было нести основную массу расходов по обеспечению граждан жильем : приблизительно 2/3 объема строительства в 1994 – 1996 гг. Планировалось финансировать из бюджета. Это было связано с тем, что белорусские граждане бедны: лишь немногие могут построить себе жилье за собственные средства или с использованием кредитов под залог недвижимости. Где же в таком случае взять деньги?
Ответ был найден самый простой: с1996 г. заработал на полную мощность “ печатный станок “, и денежная эмиссия стала основным источником финансовых вливаний в жилищное строительство. Конечно, если бы строительство жилья продолжалось в основном за счет сбережений, то его объемы были бы много меньше чем 3,5 млн. кв.м в год. Однако ресурсы бюджета скудны, а эмиссия дает слишком уж опасные побочные результаты. Поэтому особенно важно привлечь в эту сферу частные инвестиции.
В 1994 – 1996 гг. появились негосударственные предприятия нового типа, которяе брали на себя организацию всего инвестиционного цикла - от поиска земельных участков до продажи готовых квартир. Однако из – за бюрократических канонов бизнес этот оказался невыгодным. Чрезмерная и к тому же выборочная подозрительность местных органов власти и контролирующих органов, чрезмерно усложненные правила получения всевозможных разрещений - все это снижало привлекательность жилищного строительства в глазах частного бизнеса и увеличивало стоимость кв.м для граждан – инвесторов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.