3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.1 Выбор формы транспортно-экспедиционного обслуживания
при организации завоза-вывоза грузов
3.1.1 Содержание и формы транспортно-экспедиционной деятельности
при завозе-вывозе грузов
Содержание транспортно-экспедиционной деятельности (ТЭД) при завозе-вывозе грузов составляют следующие операции:
1) основные:
– прием на складе клиента грузов;
– доставка на терминал;
– сдача грузов станции, порту или пристани (то же в обратном направлении);
– раскредитование и визирование перевозочных документов;
– оплата стоимости услуг по перевозке и дополнительным сборам и др.;
2) дополнительные, выполняемые в зависимости от условий работы и возможностей экспедитора:
– маркировка грузов;
– укрупнение мелких отправок;
– краткосрочное хранение на своих или арендованных складах и др.
При выполнении завоза-вывоза грузов автомобильным транспортом с терминалов магистральных видов транспорта, в частности с железнодорожных станций, возможны две формы осуществления транспортной экспедиции: децентрализованная и централизованная.
При децентрализованной форме ТЭО грузоотправители, грузополучатели используют собственный или заказывают подвижной состав в автотранспортном предприятии и сами организуют завоз-вывоз груза для своих предприятий без согласования очередности перевозок и работы транспорта других грузовладельцев. Отправители, получатели имеют штат собственных грузчиков, экспедиторов и других работников, участвующих в выполнении перевозок.
В условиях перехода к рыночным отношениям такая форма совершенствуется и укрепляется, способствуя в лучшей степени удовлетворению требований клиентов, развитию конкуренции и объективно – снижению тарифов на перевозки грузов автотранспортом. Однако децентрализованная форма организации работы приводит к низкому использованию автомобильного подвижного состава, содержанию значительного количества грузчиков, экспедиторов, возникновению больших непроизводственных затрат.
При централизованной форме ТЭО перевозки могут выполняться автомобильным подвижным составом одного или нескольких транспортных предприятий с транспортно-экспедиционным обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей. Перевозки при этом выполняются в соответствии с заключенным договором по согласованным графикам.
Основными признаками централизованного ТЭО являются следующие:
– все перевозки груза выполняются с транспортно-экспедиционным обслуживанием;
– выполнение, как правило, всего объема перевозок по обслуживаемой клиентуре;
– строгое распределение обязанностей между клиентурой и экспедитором.
Обслуживание грузоотправителей одной транспортной организацией создает условия для лучшего изучения грузопотоков, специализации подвижного состава, организации перевозок по постоянным маршрутам, внедрению сменно-суточного планирования, упрощению документации на получение (сдачу) груза и оплату за перевозку. Организация централизованных перевозок грузов с ТЭО освобождает грузовладельцев от выполнения несвойственных им работ по транспортировке груза. Рациональная организация централизованных перевозок грузов основывается на четком оперативном планировании и хорошей организации диспетчерской службы.
Централизованное ТЭО можно разделить на три существующих варианта:
1) автомобильная транспортная экспедиция;
2) железнодорожная транспортная экспедиция;
3) смешанная транспортная экспедиция.
Каждый из вариантов имеет ряд различных форм, связанных как с особенностями работы конкретных транспортных узлов, так и с выполнением разных экспедиционных, погрузочно-разгрузочных и складских операций, входящих в комплекс ТЭО.
Автомобильная транспортная экспедиция при завозе и вывозе грузов с транспортных узлов предполагает выполнение автотранспортным предприятием централизованного завоза и вывоза грузов с транспортных узлов и экспедиционного обслуживания. При этом в автотранспортном предприятии создается транспортно-экспедиционная служба, а на предприятии магистрального вида транспорта (порт, железнодорожная станция) транспортно-экспедиционное отделение этой службы. В автотранспортном предприятии осуществляется концентрация экспедиционного обслуживания и эксплуатация автотранспортных средств.
В рамках железнодорожной транспортной экспедиции транспортно-экспедиционные операции выполняются только структурными подразделениями магистрального транспорта, так как железнодорожный транспорт имеет в своем распоряжении все необходимые технические средства: склады, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, собственный контейнерный парк, служебные помещения, автотранспорт, средства связи и оперативной информации. Завоз и вывоз, экспедиционное обслуживание осуществляются железнодорожными станциями, механизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных работ, другими железнодорожными подразделениями, которые имеют собственный автомобильный подвижной состав.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.