3. Режим нагружения сооружения ледяным покровом
3.1 Имитационная модель взаимодействия льда с опорой ГТС шельфа.
Для гидротехнических сооружений на замерзающих акваториях шельфа северных морей, как правило, определяющими являются ледовые нагрузки. Поэтому при проектировании МЛП необходимо располагать достоверными статистическими данными по характеристикам гидрологического и ледового режима акватории, к таким данным относятся: скорость и направление движения (дрейфа) ледяных полей, зависящая от скорости и направления ветра, а также морфологических особенностей берегов; толщина ледяных полей; размеры ледяных полей и их сплоченность; прочностные характеристики льда; режим колебания уровня и т.п. факторы.
В настоящее время для определения общей ледовой нагрузки на сооружения от ровных ледяных полей применяют формулы СНиП [ ]:
а) Сила от воздействия ледяного поля на отдельно стоящую опору с вертикальной передней гранью при прорезании ею льда:
, (3.1)
б) Сила от воздействия ледяного поля на отдельно стоящую опору с вертикальной передней гранью при остановке ледяного поля опорой:
, (3.2)
где m – коэффициент формы опоры; v - скорость движения ледяного поля, м/с; А – площадь ледяного поля, м2; g -половина угла заострения передней грани опоры в плане, град; d – диаметр опоры, м; hd – толщина льда, м.
в) Сила от воздействия остановившегося ледяного поля, навалившегося на сооружение при действии течения воды и ветра Fs, МН:
, (3.3)
где - напряжения трения, вызванное течением воды; - нагрузка от воздействия течения воды на торец льдины; - нагрузка, вызванная уклоном i поверхности потока; - напряжение трения ветра, где vmax – максимальная скорость течения воды подо льдом, м/с; vw,max – максима льная скорость ветра, м/с; Lm – средняя длина ледяного поля по направлению потока, м; i – уклон поверхности потока.
г) Сила удара льда о сооружение определяют по формуле [ ]:
, (3.4)
где ρ – плотность льда; Rb – прочность льда на смятие, Rb=kRc, где Rc – прочность льда на одноосное сжатие, k=1,5 – коэффициент.
Точность определения ледовой нагрузки зависит от погрешностей определения значений входящих в нее параметров. Действующие в настоящее время нормы проектирования предусматривают расчет платформ на действие волн, льда и ветра, соответствующих максимуму нагрузки, наблюдаемому в данной акватории за 50 и 100 лет. Однако, данной информации не достаточно для расчета сооружений, например, на усталость. Накопление усталостных повреждений происходит даже при умеренном волнении, средней толщине льда и небольшой скорости ветра. Эти нагрузки действуют в течение значительного периода, а вызванные колебания сооружений могут быть достаточно высокочастотными.
Известно много случаев, когда аварийная ситуация возникала из-за того, что своевременно не удавалось заметить накопившуюся усталость материалов, трещины в важных узлах и деталях сооружения. Развитие трещин под действием циклических нагрузок - одна из основных причин исчерпания ресурса конструкций. Поэтому одной из важных задач теории надежности следует считать прогноз неисправностей (или разработка методов прогноза отказов.) Важно оценить, как велика опасность того, что в течение срока службы МЛП потребует ремонта, без осуществления которого нельзя эксплуатировать сооружение? Как предупредить возможность отказа сооружения на протяжении всего срока службы?
В связи с этим разработана методика расчета количества циклов и режима нагружения сооружения ледяным покровом с учетом изменчивости его параметров и особенностями взаимодействия льда с опорами ГТС шельфа.
Описание формирования ледовой нагрузки – это достаточно сложная задача. Наиболее достоверным является экспериментальный метод. Однако ледостойких сооружений на шельфе построено сравнительно мало, опыт эксплуатации их ограничен как временем, так и конкретными условиями района строительства. Кроме того, экспериментальный метод очень трудоемок и требует значительных затрат. Таким образом, целесообразно использовать теоретический подход для описания рассматриваемого процесса формирования режима нагружения.
Одним из таких недорогих, эффективных и оперативных методов оценки и анализа функционирования системы является метод имитационного моделирования. Наиболее полное исследование «общесистемных» проблем в нем получается в результате моделирования объектов большого масштаба на ЭВМ, имитируя поведение частей сложного объекта и их взаимодействие, с учетом влияния факторов окружающей среды. ЭВМ вычисляет любые характеристики объекта, предусмотренные программой исследования.
Метод имитационного моделирования позволяет решать задачи исключительной сложности. Исследуемая система может одновременно содержать элементы непрерывного и дискретного действия и быть подвержена влиянию многочисленных случайных факторов сложной природы и т.д. Этот метод не требует создания специальной аппаратуры для каждой новой задачи и позволяет легко изменить значение начальных параметров и параметров исследуемых систем. Метод имитационного моделирования подчас является единственным практически доступным методом исследования сложной системы, особенно на стадии ее проектирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.