Понятие клинических исследований. Организация клинических исследований. Ошибки и нежелательные явления в клинических исследованиях. Принципы работы с медицинской литературой и поиск доказательств в современных источниках медицинской информации, страница 9

           Актуальность темы:  использование полученных знаний для оценки медицинских публикаций в современных источниках медицинской информации,  получение навыков  использования  различных  баз данных  при подготовке систематических обзоров.

          Цель занятия: изучить базы данных современных источников медицинской информации,  изучение правил подготовки научных публикаций.

 Исходный уровень знаний - базовые знания по организации здравоохранения, клинической эпидемиологии и фармакоэпидемиологии, начальное представление о доказательной медицине.

Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1.  Каковы основные этапы оценки результатовисследований

2.  На какие три основных вопроса, на которые должна ответить любая медицинская статья?

3.  Основные подходы к отбору публикаций.

4.   Каковы основные распространенные  причины отказа в публикациях?

5.   Основные базы данных .

6.  Кокрановская библиотека как крупнейший на сегодняшний день регистр систематических обзоров.

7.  Основные правила подготовки научных публикаций.

         Новая информация для студента и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.

Студент должен знать:

  1. Этапы оценки результатов исследований, опубликованных в медицинской литературе: каковы результаты клинических исследований; насколько они достоверны; каким образом я могу использовать эти результаты в своей повседневной практике?
  2. Три вопроса, на которые должна ответить любая медицинская статья: 1) Зачем авторы проводили это исследование и какую гипотезу они проверяли;  2) какого типа проведено исследование; 3) адекватен ли дизайн исследования изучаемому явлению.
  3. Рекомендуемый подход к отбору публикаций, результаты которых могут быть наиболее достоверными: лечение – применялась ли рандомизация; диагностика – была ли выборка репрезентативной и использовался ли метод «золотого стандарта»; оценка риска и прогноз – была ли выборка репрезентативной, а стадия заболевания при включении в клиническое исследование одинаковой.
  4. Наиболее распространенные причины отказа в публикациях.
  5. База данных Medline  и другие базы данных: AIDSLINE, AMED, Bandolier, Cancer- CL, CINAHL, Current Contents Search, SUMSearch, Embase, national Guideline Clearighouse, Psyclit, Science  Citation Index, SUMSearch, UNICORN и др.
  6. Кокрановская библиотека как крупнейший на сегодняшний день регистр систематических обзоров, рефератов обзоров, база данных по методологии обзоров.
  7. Правила подготовки научных публикаций и эффективных презентаций.
  8. Ограничения и проблемы доказательной медицины.

Студент должен уметь:

  1. Пользоваться различными базами данных для поиска современной медицинской информации.
  2. Оценивать результаты различных исследований, опубликованных в медицинской литературе.

Контрольные вопросы для оценки итогового уровня знаний:

  1. Перечислите принципы оценки публикаций по вопросам лечения, диагностики, воздействия этиологических факторов, прогнозу.
  2. Каковы принципы оценки публикаций, содержащих систематические обзоры?
  3. На какие три вопроса должна отвечать любая медицинская статья?
  4. Принципы применения научно обоснованных данных в конкретных ситуациях.
  5. Каковы наиболее частые причины отказов в научных публикациях?
  6. Перечислите критерии оценки соответствия индивидуальной клинической практики принципам доказательной медицины.
  7. В чем заключаются ограничения и проблемы доказательной медицины сегодняшнего дня?
  8. Основные базы данных современных научных медицинских знаний.

Практическая работа на занятии:

1.Решение ситуационных задач.

2.Изучение и оценка результатов исследований, опубликованных в медицинской литературе.