Понятие клинических исследований. Организация клинических исследований. Ошибки и нежелательные явления в клинических исследованиях. Принципы работы с медицинской литературой и поиск доказательств в современных источниках медицинской информации, страница 6

1.  Оценкаметодологической ценности клинических исследований.

2.Контрольные точки  клинических исследований.

3.Что такое основные и суррогатные конечные точки, их характеристики.

4.Кто является основным участником клинических исследований?

5.Основные кодексы, отражающие регламентацию производства и применения лекарственных средств.

6. Вопросы для оценки клинических исследований, посвященных диагностическим тестам.

7.Что такое чувствительность и специфичность диагностических тестов?

8.Понятие об экономическом анализе.

9.Цели клинических рекомендаций, их недостатки.

Разбираются совместно со студентами и комментируются преподавателем следующие вопросы:

1.Определение и оценка методологической ценностиклинических исследований: является ли исследование оригинальным; о ком говорится в исследовании; хорошо ли исследование спланировано; было ли оно адекватно контролируемым.

2.Конечные точкиклинических исследований как основной показатель, по которому оценивается эффективность лекарственных средств. Понятие об основных и суррогатных конечных точках; их идеальные характеристики и требования к ним.

3.Основные участникиклинических исследований (испытуемые, заказчик, врач – исследователь, монитор) и их функциональные обязанности.

4.Кодексы GLP, GCP, GMP,  отражающие регламентацию производства и применения лекарственных средств.

5.Критерии ограничения включения и причины выпадения пациентов из клинических исследований.

6.Исследования, посвященные методам диагностики.

7.Вопросы для оценки клинических исследований, посвященные диагностическим тестам: сопоставление с «золотым стандартом», применение слепого метода, надежность и воспроизводимость результатов теста, обоснован ли выбор «точки разделения»  здоровых и больных.

8.Понятие о чувствительности и специфичности диагностических тестов.

9.Понятие об экономическом анализе. Польза от вмешательства (экономическая; клиническая; влияние на качество жизни). Прямые (издержки, понесенные системой здравоохранения) и косвенные (связанные с производственными и другими потерями) медицинские расходы.

10.Клинические рекомендации как систематически разработанные утверждения, помогающие врачу принимать правильные решения в определенных клинических ситуациях. Цели клинические рекомендаций, их недостатки; препятствия к практическому применению.

11.Наиболее характерные причины низкого качества клинические рекомендаций.

II Практическая работа на занятии

1.  Совместная с преподавателем оценка качества практических рекомендаций

2.  Решение ситуационных задач.

III  Подведение итогов занятия, домашнее задание на следующие занятие.

  Методические указания.

Первые 15 минут занятия идет определение подготовленности студентов (экспресс- контроль, устный опрос по исходному уровню знаний). В дальнейшем в течение 90 минут совместно с преподавателем идет разбор темы по материалам литературных источников, лекций, используя таблицы, слайды, схемы, ситуационные задачи. Следующие 45 минут студенты  вместе с преподавателем изучают клинические рекомендации для врачей.  В конце занятия выделяется 20 минут для опроса студентов с целью определения уровня усвоенного материала. Последние 10 минут преподаватель ориентирует студентов на следующее занятие, дает вопросы для подготовки.

Занятий № 5

Ошибки и нежелательные явления в клинических исследованиях

           Актуальность темы:  использование полученных знаний для оценки нежелательных явлений при проведении клинических исследований, этических аспектов клинических исследований.

          Цель занятия: изучить типичные ошибки в организации клинических исследований, нежелательных явлений при проведении клинических исследований, мониторинг и аудит клинических исследований, этические аспекты клинических исследований.