Цель занятия:
изучить принципы отбора больных для участия в клинических исследованиях,
принципы проведения клинических исследований, изучить классы и уровни
клинических рекомендаций, виды контроля при проведении клинических
исследований.
Исходный уровень знаний - базовые знания по организации здравоохранения, клинической
эпидемиологии и фармакоэпидемиологии, начальное представление о доказательной
медицине.
Контрольные
вопросы для проверки исходного уровня знаний:
- Основные принципы проведения клинических
исследований.
- Экспериментальный, исторический, плацебо –
контроль при проведений клинических исследований.
- Понятие систематического обзора и мета -
анализа.
- Уровни доказанности и классы практических
рекомендаций.
- Основные принципы отбора больных для участия
в клинических исследованиях.
Новая информация для студента и
практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на
занятии.
Студент должен знать:
- Принципы отбора больных для участия вклинических
исследованиях. Критерии включения и исключения; наличие контрольной
группы; показатель отклика.
- Принципы расчета необходимого числа
обследуемых.
- Виды контроля (экспериментальный,
исторический, плацебо). Требования к
экспериментальному и
контрольному курсам лечения.
- Понятие о скрининговых клинических
исследованиях.
- Систематический обзор и мета – анализ как
объединение результатов нескольких
клинических
исследований, проведенных в одинаковых условиях с расчетом общих показателей
для преодоления «слабости» малых исследований.
- Вопросы, применяемые к мета – анализу.
- Уровни доказанности (I
– III) и классы практических рекомендаций ( A – C) по критериям Оксфордского Центра
медицины, основанной на критериях доказанности.
- Принципы проведения клинических исследований
( составление плана, протокола и оценка их соблюдения).
Студент должен
уметь:
- Пользоваться клиническими рекомендациями для
практического пользования.
- Оценить классы и уровни практических
рекомендаций.
- Понимать принципы проведения клинических
исследований.
- Знать основные принципы отбора больных для
участия в клинических исследованиях.
Контрольные вопросы для оценки итогового
уровня знаний:
- Дайте понятие определению «Клиническое
исследование».
- Каковы общие критерии ограничения включения
пациентов в КИ?
- Перечислите основные причины выпадения
больных из КИ ?
- Основные требования к экспериментальному и
контрольному курсам лечения.
- Каковы этапы проведения систематического
обзора?
- Что такое мета-анализ и каковы этапы его
проведения?
- Что представляет собой «иерархия
доказательств» в КИ?
- В чем состоят подходы к оценке степени
достоверностиклинических рекомендаций?
- Каковы основные принципы проведения
клинических исследований?
Практическая
работа на занятии:
- Клинический разбор больного с позиций
доказательной медицины совместно с преподавателем.
- Решение ситуационных задач.
- Изучение клинических рекомендаций для
практического применения.
Занятие № 3
Организация клинических исследований
Актуальность темы: использование полученных знаний для определения класса и уровней
доказанностиклинических рекомендаций, умения использовать
доказательную информацию для принятия конкретных клинических задач.
Цель занятия:
изучить принципы отбора больных для участия в клинических исследованиях,
принципы проведения клинических исследований, изучить классы и уровни
клинических рекомендаций, виды контроля при проведении клинических
исследований.
Оснащение
занятия:
1.Документы
клинических исследований, практические рекомендации для врачей.
2.Ситуационные задачи.
3. Тематический больной.