Понятие клинических исследований. Организация клинических исследований. Ошибки и нежелательные явления в клинических исследованиях. Принципы работы с медицинской литературой и поиск доказательств в современных источниках медицинской информации, страница 10

3. Оценка публикаций, посвященных различным областям медицины (лечение, диагностика, профилактика).

4. Изучение правил подготовки научных публикаций и эффективных презентаций.

Занятие № 6

Принципы работы с медицинской литературой и поиск доказательств в современных источниках медицинской информации

           Актуальность темы:  использование полученных знаний для оценки медицинских публикаций в современных источниках медицинской информации,  получение навыков  использования  различных  баз данных  при подготовке систематических обзоров.

          Цель занятия: изучить базы данных современных источников медицинской информации,  изучение правил подготовки научных публикаций.

Оснащение занятия:

1.Документы клинических исследований.

2. Практические рекомендации для врачей.

3. Медицинские статьи.

4.Ситуационные задачи.

  Структура занятия.

I  Опрос студентов по теме «Принципы работы с медицинской литературой и поиск доказательств в современных источниках медицинской информации»

1.Каковы основные этапы оценки результатовисследований

2.На какие три основных вопроса, на которые должна ответить любая медицинская статья?

3.Основные подходы к отбору публикаций.

4. Каковы основные распространенные  причины отказа в публикациях?

5. Основные базы данных .

6.Кокрановская библиотека как крупнейший на сегодняшний день регистр систематических обзоров.

7.Основные правила подготовки научных публикаций.

Разбираются совместно со студентами и комментируются преподавателем следующие вопросы:

1.  Этапы оценки результатов исследований, опубликованных в медицинской литературе: каковы результаты клинических исследований; насколько они достоверны; каким образом я могу использовать эти результаты в своей повседневной практике?

2.  Три вопроса, на которые должна ответить любая медицинская статья: 1) Зачем авторы проводили это исследование и какую гипотезу они проверяли;  2) какого типа проведено исследование; 3) адекватен ли дизайн исследования изучаемому явлению.

3.  Рекомендуемый подход к отбору публикаций, результаты которых могут быть наиболее достоверными: лечение – применялась ли рандомизация; диагностика – была ли выборка репрезентативной и использовался ли метод «золотого стандарта»; оценка риска и прогноз – была ли выборка репрезентативной, а стадия заболевания при включении в клиническое исследование одинаковой.

4.  Наиболее распространенные причины отказа в публикациях.

5.  База данных Medline  и другие базы данных: AIDSLINE, AMED, Bandolier, Cancer- CL, CINAHL, Current Contents Search, SUMSearch, Embase, national Guideline Clearighouse, Psyclit, Science  Citation Index, SUMSearch, UNICORN и др.

6.  Кокрановская библиотека как крупнейший на сегодняшний день регистр систематических обзоров, рефератов обзоров, база данных по методологии обзоров.

7.  Правила подготовки научных публикаций и эффективных презентаций.

8.  Ограничения и проблемы доказательной медицины.

II Практическая работа на занятии

1.  Совместная с преподавателем оценка медицинских статей, опубликованных в медицинской литературе.

2.  Решение ситуационных задач.

III  Подведение итогов занятия, домашнее задание на следующее занятие.

  Методические указания.

Первые 15 минут занятия идет определение подготовленности студентов (экспресс- контроль, устный опрос по исходному уровню знаний). В дальнейшем в течение 90 минут совместно с преподавателем идет разбор темы по материалам литературных источников, лекций, используя таблицы, слайды, схемы, ситуационные задачи. Следующие 45 минут студенты  вместе с преподавателем оценивают медицинских статьи, опубликованные в медицинской литературе.

В конце занятия выделяется 30 минут для  контрольного опроса студентов с целью определения уровня усвоенного материала всего курса доказательной медицины.