3. Оценка публикаций, посвященных различным областям медицины (лечение, диагностика, профилактика).
4. Изучение правил подготовки научных публикаций и эффективных презентаций.
Занятие № 6
Принципы работы с медицинской литературой и поиск доказательств в современных источниках медицинской информации
Актуальность темы: использование полученных знаний для оценки медицинских публикаций в современных источниках медицинской информации, получение навыков использования различных баз данных при подготовке систематических обзоров.
Цель занятия: изучить базы данных современных источников медицинской информации, изучение правил подготовки научных публикаций.
Оснащение занятия:
1.Документы клинических исследований.
2. Практические рекомендации для врачей.
3. Медицинские статьи.
4.Ситуационные задачи.
Структура занятия.
I Опрос студентов по теме «Принципы работы с медицинской литературой и поиск доказательств в современных источниках медицинской информации»
1.Каковы основные этапы оценки результатовисследований
2.На какие три основных вопроса, на которые должна ответить любая медицинская статья?
3.Основные подходы к отбору публикаций.
4. Каковы основные распространенные причины отказа в публикациях?
5. Основные базы данных .
6.Кокрановская библиотека как крупнейший на сегодняшний день регистр систематических обзоров.
7.Основные правила подготовки научных публикаций.
Разбираются совместно со студентами и комментируются преподавателем следующие вопросы:
1. Этапы оценки результатов исследований, опубликованных в медицинской литературе: каковы результаты клинических исследований; насколько они достоверны; каким образом я могу использовать эти результаты в своей повседневной практике?
2. Три вопроса, на которые должна ответить любая медицинская статья: 1) Зачем авторы проводили это исследование и какую гипотезу они проверяли; 2) какого типа проведено исследование; 3) адекватен ли дизайн исследования изучаемому явлению.
3. Рекомендуемый подход к отбору публикаций, результаты которых могут быть наиболее достоверными: лечение – применялась ли рандомизация; диагностика – была ли выборка репрезентативной и использовался ли метод «золотого стандарта»; оценка риска и прогноз – была ли выборка репрезентативной, а стадия заболевания при включении в клиническое исследование одинаковой.
4. Наиболее распространенные причины отказа в публикациях.
5. База данных Medline и другие базы данных: AIDSLINE, AMED, Bandolier, Cancer- CL, CINAHL, Current Contents Search, SUMSearch, Embase, national Guideline Clearighouse, Psyclit, Science Citation Index, SUMSearch, UNICORN и др.
6. Кокрановская библиотека как крупнейший на сегодняшний день регистр систематических обзоров, рефератов обзоров, база данных по методологии обзоров.
7. Правила подготовки научных публикаций и эффективных презентаций.
8. Ограничения и проблемы доказательной медицины.
II Практическая работа на занятии
1. Совместная с преподавателем оценка медицинских статей, опубликованных в медицинской литературе.
2. Решение ситуационных задач.
III Подведение итогов занятия, домашнее задание на следующее занятие.
Методические указания.
Первые 15 минут занятия идет определение подготовленности студентов (экспресс- контроль, устный опрос по исходному уровню знаний). В дальнейшем в течение 90 минут совместно с преподавателем идет разбор темы по материалам литературных источников, лекций, используя таблицы, слайды, схемы, ситуационные задачи. Следующие 45 минут студенты вместе с преподавателем оценивают медицинских статьи, опубликованные в медицинской литературе.
В конце занятия выделяется 30 минут для контрольного опроса студентов с целью определения уровня усвоенного материала всего курса доказательной медицины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.