Тз = tп + tф, где Тз – время зрительного восприятия водителем элементов объекта (а/д); tп – время перемещения взгляда (определяется экспериментальным путем и составляет 0,1-0,3 сек); tф – время фиксации взгляда (зависит от V движения авто). График 9 (у – tф, отмечают посередине 1 сек, х – V, также посередине отмечают 20 км/ч. Вид «è». С ростом скорости время фиксации уменьшается т.к. зрение не успевает остановиться на детали.
Сосредоточение взгляда водителя изменяется и фиксируется на элементах: перспектива, поверхность ЗП, информация (оценка кромки ПЧ).
Место сосредоточения взгляда |
Относит. концентрация взгляда, % |
|
N < 50 авт/час Высокая V |
N около 450 авт/час низкая V |
|
Перспектива дороги |
50-60 |
40-45 |
ПЧ |
20-30 |
20-30 |
Кромка ПЧ |
5-10 |
15-20 |
Положение авто в поперечнике и степень кривизны закругления водитель оценивает по правой внутренней кромке ПЧ.
P Водитель оценивает степень кривизны закругления в пределах определенной группы их значений в зависимости от N или от Z.
Z |
Величины радиусов восприятия водителем, одинаковы, м |
||
0,1-0,2 |
200-300 |
300-400 |
400-600 |
0,6-0,7 |
200-400 |
400-800 |
800-1200 |
С ростом Z внимание водителя направлено не только на дорогу, но и на встречные и попутные машины. С изменением N изменяется восприятие кривизны а\д водителем. Малые кривые ОПАСНЫ!
Lист, м |
Lводит, м |
200 |
300 |
600 |
700 |
100 |
1300 |
1400 |
1800 |
С увеличением расстояния концентрация поля зрения (взгляда водителя) возрастает ошибка в определении истинных расстояний между объектами.
График 10. (у – Lи, истинное расстояние, отмечают 700 и 800м, х – Lв, расстояние, оцениваемое водителем. С оси у две линии до графика, потом опускают на х. Вид «ø»).
Водителю кажется большее расстояние, чем есть на самом деле.
С ростом Lист ошибка увеличивается.
Проектирование элементов АМ.
I. Элементы плана и продольного профиля. При проектировании АМ очень широко используется метод ландшафтного проектирования. Этот метод рассматривает внутреннюю и внешнюю гармонию трассы. Принципы внутренней гармонии трассы:
1) Плавное сочетание элементов плана и продольного профиля между собой, проложение трассы, как пространственной плавной линии.
2) Ясность в направлении дороги на большом расстоянии
3) Отсутствие зрительных искажений трассы дороги в перспективе.
Рисуется 2 варианта дороги: перспектива с плавным поворотом и с резким
Принципы внешней гармонии:
1. Плавное сочетание элементов дороги и придорожного ландшафта.
2. Учет требований охраны природы и людей от вредного воздействия дороги.
3. Улучшение и дополнение ландшафта, прилегающего к дороге.
Некоторые правила ландшафтного проектирования:
См. Бабков, «Ландшафтное проектирование» и ВСН 17-83 «Указания по ландшафтному проектированию».
1) a £ 8°, R ³ 13000м
2) aопт = 8 -12°, R ³ 3000 – 5000 и применить клотойдное трассирование (это трассирование дороги в плане с использованием кривых постоянного радиуса ³ 3000 – 5000 м или с использованием сопригающихся кривых (клотоид).
3) Большие углы a ³ 20° - при таких углах желательно использовать только клотоидное трассирование при этом величина клотойды А = (0,4 – 1,4) R. Аmax = 1200
На длинных прямых в плане не следует допускать частые переломы продольного профиля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.