Классификация и основные элементы автомагистралей. Основные элементы автомагистралей. Закономерности зрительного восприятия водителем элементов на автомобильных дорогах, страница 4

Тз = tп + tф, где Тз – время зрительного восприятия водителем элементов объекта (а/д); tп – время перемещения взгляда (определяется экспериментальным путем и составляет 0,1-0,3 сек); tф – время фиксации взгляда (зависит от V движения авто). График 9 (у – tф, отмечают посередине 1 сек, х – V, также посередине отмечают 20 км/ч. Вид «è». С ростом скорости время фиксации уменьшается т.к. зрение не успевает остановиться на детали.

Сосредоточение взгляда водителя изменяется и фиксируется на элементах: перспектива, поверхность ЗП, информация (оценка кромки ПЧ).

Место сосредоточения взгляда

Относит. концентрация взгляда, %

N < 50 авт/час Высокая V

N около 450 авт/час низкая V

Перспектива дороги

50-60

40-45

ПЧ

20-30

20-30

Кромка ПЧ

5-10

15-20

Положение авто в поперечнике и степень кривизны закругления водитель оценивает по правой внутренней кромке ПЧ.

P  Водитель оценивает степень кривизны закругления в пределах определенной группы их значений в зависимости от N или от Z.

Z

Величины радиусов восприятия водителем, одинаковы, м

0,1-0,2

200-300

300-400

400-600

0,6-0,7

200-400

400-800

800-1200

С ростом Z внимание водителя направлено не только на дорогу, но и на встречные и попутные машины. С изменением N изменяется восприятие кривизны а\д водителем. Малые кривые ОПАСНЫ!

Lист, м

Lводит, м

200

300

600

700

100

1300

1400

1800

С увеличением расстояния концентрация поля зрения (взгляда водителя) возрастает ошибка в определении истинных расстояний между объектами.

График 10. (у – Lи, истинное расстояние, отмечают 700 и 800м, х – Lв, расстояние, оцениваемое водителем. С оси у две линии до графика, потом опускают на х. Вид «ø»).

Водителю кажется большее расстояние, чем есть на самом деле.

С ростом Lист ошибка увеличивается.

Проектирование элементов АМ.

I.  Элементы плана и продольного профиля. При проектировании АМ очень широко используется метод ландшафтного проектирования. Этот метод рассматривает внутреннюю и внешнюю гармонию трассы. Принципы внутренней гармонии трассы:

1)  Плавное сочетание элементов плана и продольного профиля между собой, проложение трассы, как пространственной плавной линии.

2)  Ясность в направлении дороги на большом расстоянии

3)  Отсутствие зрительных искажений трассы дороги в перспективе.

Рисуется 2 варианта дороги: перспектива с плавным поворотом и с резким

Лекция 5 |24.10|

Принципы внешней гармонии:

1.  Плавное сочетание элементов дороги и придорожного ландшафта.

2.  Учет требований охраны природы и людей от вредного воздействия дороги.

3.  Улучшение и дополнение ландшафта, прилегающего  к дороге.

Некоторые правила ландшафтного проектирования:

См. Бабков, «Ландшафтное проектирование» и ВСН 17-83 «Указания по ландшафтному проектированию».

1)  a £ 8°, R ³ 13000м

2)  aопт = 8 -12°, R ³ 3000 – 5000 и применить клотойдное трассирование (это трассирование дороги в плане с использованием кривых постоянного радиуса ³ 3000 – 5000 м или с использованием сопригающихся кривых (клотоид).

3)  Большие углы a ³ 20° - при таких углах желательно использовать только клотоидное трассирование при этом величина клотойды А = (0,4 – 1,4) R. Аmax = 1200

На длинных прямых в плане не следует допускать частые переломы продольного профиля.