Техническая БД обеспечивается соответствием авто и дороги (сооружений). Конструктивные особенности авто (тормозная система, подвеска, освещение, обзор) и дорога (геометр.размеры элементов, элементы инженерного оборудования и пр.)
Психологическая БД обеспечивается соответствием и свойствами организма человека. 50-60% аварий происходит из-за недостатков дороги, 5-7% - неисправности авто и 50-70 вина водителя.
Понятие об эмоциональной направленности водителя.
Чем сложнее а/д, тем больше информации поступает водителю, тем сильнее он напряжен, но он может воспринять лишь ограниченное количество информации. Wвп – предельный объем информации, воспринимаемый водителем. График 6. (у – W реальный объем инф, кот поступает, x – Wв объем перераб. водителем. Из 0 под 45 «/». Внизу отмечается Wвп и поднимается линия, дальше которой (вправо) график уже не идет). Левая нижняя часть показывает: сколько поступило – столько и переработано.
График 7. (у – уровень информации, х – эмоциональная напряженность (кол-во ошибок). Вертикально делится на три зоны).
1. Недостаток инф., кот. характеризуется рассеянностью внимания и так наз. сенсорным голоданием.
2. Уровень оптимальной эмоциональной напряженности.
3. Область избытка инфы, перегрузки ею – приводит к стрессовому состоянию.
Уровни эмоциональной напряженности можно изменять.
Способы оценки уровней эмоциональной напряженности.
Ходовые лаборатории – автомобиль, оснащенный приборами, позволяющими измерить параметры дороги и состояние водителя.
Ходовая лаборатория определяет: состояние водителя (ЭКГ, КГР, ОКГ), режим движения (путь, скорость, время, ускорение) и дорожные условия (N, R в плане, в прод.профиле). ЭКГ – работа сердца, КГР – кожно-гальванические реакции человека (заключается в том, что с изменением эмоц.напряж. изменяется сопротивление кожи в связи с изменение ее влажности). ОКГ – око грамма (запись движения глаз водителя).
Закономерности зрительного восприятия водителем элементов на а/д.
I. Информационное восприятие - зрительное
II. В восприятии инфы играют роль:
- слух (шумы).
- тактильные ощущения (силовые воздействия, перегрузки)
- вестибулярный аппарат (воспринимает ускорения)
Особенности зрения.
a («альфа») – телесные углы зрения глаза. Их на рисунке 3 шт. Поле зрения глаза это два пятна немного перекрывающих друг друга.
Телесный угол – область пространства, ограниченная пространством конуса.
a - Угол острого зрения (15-20 градусов). Угол, в котором мы хорошо различаем детали (цвет)
a1 – угол наибольшей остроты зрения (1,5-3). Угол, при котором зрение сосредотачивается.
a2 – Угол периферийного зрения (110-120). Человек не различает детали и цвет, поэтому требуется концентрироваться.
Площадь концентрации неправильной формы. Горизонтальный угол 110-120 градусов, вертикальный меньше.
Особенности зрительного восприятия водителем элементов дороги.
1. С увеличением (изменением) скорости изменяется площадь поля зрения и область (место) концентрации зрения.
V, км/ч |
40 |
80 |
100 |
Lк, м |
170 |
450 |
600 |
График 8. (у – lк или Qк , х – V. Две Х кривые. Qк – «ö» площадь поля концентрации с ростом скорости уменьшается и водитель больше информации воспринять не сможет. Lк – «æ» с ростом скорости взгляд водителя отдаляется от авто. Т.к. с ростом скорости водителю более быстро поступает инфа, следовательно это связано с видимостью дороги.)
2. Восприятие с помощью зрения ограничено, следовательно взгляд постоянно перемещается и фиксируется (происходит это очень быстро).
Время фиксации зрения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.