Классификация и основные элементы автомагистралей. Основные элементы автомагистралей. Закономерности зрительного восприятия водителем элементов на автомобильных дорогах, страница 3

Техническая БД обеспечивается соответствием авто и дороги (сооружений). Конструктивные особенности авто (тормозная система, подвеска, освещение, обзор) и дорога (геометр.размеры элементов, элементы инженерного оборудования и пр.)

Психологическая БД обеспечивается соответствием и свойствами организма человека. 50-60% аварий происходит из-за недостатков дороги, 5-7% - неисправности авто и 50-70 вина водителя.

Понятие об эмоциональной направленности водителя.

Чем сложнее а/д, тем больше информации поступает водителю, тем сильнее он напряжен, но он может воспринять лишь ограниченное количество информации.  Wвп – предельный объем информации, воспринимаемый водителем. График 6. (у – W реальный объем инф, кот поступает, x – Wв объем перераб. водителем. Из 0 под 45 «/». Внизу отмечается Wвп и поднимается линия, дальше которой (вправо) график уже не идет). Левая нижняя часть показывает: сколько поступило – столько и переработано.

График 7. (у – уровень информации, х – эмоциональная напряженность (кол-во ошибок). Вертикально делится на три зоны).

1.  Недостаток инф., кот. характеризуется рассеянностью внимания и так наз. сенсорным голоданием.

2.  Уровень оптимальной эмоциональной напряженности.

3.  Область избытка инфы, перегрузки ею – приводит к стрессовому состоянию.

Уровни эмоциональной напряженности можно изменять.

Способы оценки уровней эмоциональной напряженности.

Ходовые лаборатории – автомобиль, оснащенный приборами, позволяющими измерить параметры дороги и состояние водителя.

Ходовая лаборатория определяет: состояние водителя (ЭКГ, КГР, ОКГ), режим движения (путь, скорость, время, ускорение) и дорожные условия (N, R в плане, в прод.профиле). ЭКГ – работа сердца, КГР – кожно-гальванические реакции человека (заключается в том, что с изменением эмоц.напряж. изменяется сопротивление кожи в связи с изменение ее влажности). ОКГ – око грамма (запись движения глаз водителя).

Лекция 4 |17.10|

Закономерности зрительного восприятия водителем элементов на а/д.

I.  Информационное восприятие - зрительное

II.  В восприятии инфы играют роль:

-  слух (шумы).

-  тактильные ощущения (силовые воздействия, перегрузки)

вестибулярный аппарат (воспринимает ускорения)

Особенности зрения.

a («альфа») – телесные углы зрения глаза. Их на рисунке 3 шт. Поле зрения глаза это два пятна немного перекрывающих друг друга.

Телесный угол – область пространства, ограниченная пространством конуса.

a - Угол острого зрения (15-20 градусов). Угол, в котором мы хорошо различаем детали (цвет)

a1 – угол наибольшей остроты зрения (1,5-3). Угол, при котором зрение сосредотачивается.

a2 – Угол периферийного зрения (110-120). Человек не различает детали и цвет, поэтому требуется концентрироваться.

Площадь концентрации неправильной формы. Горизонтальный угол 110-120 градусов, вертикальный меньше.

Особенности зрительного восприятия водителем элементов дороги.

1.  С увеличением (изменением) скорости изменяется площадь поля зрения и область (место) концентрации зрения.

 


V, км/ч

40

80

100

Lк, м

170

450

600

График 8. (у – lк или Qк , х – V. Две Х кривые. Qк – «ö» площадь поля концентрации с ростом скорости уменьшается и водитель больше информации воспринять не сможет. Lк – «æ» с ростом скорости взгляд водителя отдаляется от авто. Т.к. с ростом скорости водителю более быстро поступает инфа, следовательно это связано с видимостью дороги.)

2.  Восприятие с помощью зрения ограничено, следовательно взгляд постоянно перемещается и фиксируется (происходит это очень быстро).

Время фиксации зрения.