Modus tollens – отрицающий способ рассуждения.
AB
AB
B
A
Если идет дождь, то улицы мокрые. Улицы мокрые. Дождь идет.
AB
Если Иванов пойдет в ресторан, он напьется. Он не пошел в ресторан. Он не напился.
· Разделительный категорический силлогизм – одна из посылок – разделительное суждение, вторая – простое суждение, вывод обычно – простое суждение.
Modus ponendo tollens – утверждающий отрицающий модус.
A↓B
A
Modus tollendo ponens – отрицающий утверждающий модус
A↓B
B
· Условно разделительный силлогизм.
Конструктивная дилемма – созидающая:
AB
CD
A↓C
BvD
Деструктивная дилемма – разрушающая:
AB
CD
↓
v
Универсальная схема. Чтобы проверить правильность вывода из сложного суждения надо:
1. Формализовать посылки и выводы.
2. Соединить формулы посылок конъюнкциями.
3. Соединить формулу, полученную на втором шаге, с формулой вывода импликацией.
4. Составить таблицу истинности для формулы, полученной на 3-м шаге.
5. Ответить на вопрос о следовании вывода из посылок, сообразуясь с принципом: если в результирующей колонке таблицы истинности (ТИ) нет ни одного ноля, то вывод следует из посылок с необходимостью. Если же там есть хотя бы 1 ноль, вывод из посылок с необходимостью не следует.
Если я не сдам экзамен, я перестану себя уважать. Я сдал экзамен. Значит, я не перестал себя уважать.
p – я сдал экзамен
q – я перестану себя уважать
q, p →
(q)&p
((q)&p)
p |
q |
(( |
||||||
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
||
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
||
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Если тело движется, то оно движется или там, где оно находится, или там, где его нет. Тело не может двигаться там, где оно находится (там оно находится в состоянии покоя). Тело не может двигаться и там, где его нет (там нет объекта движения). Следовательно, движения не существует.
p – тело движется
q – тело движется там, где оно находится
r – тело движется там, где его нет
q v r),
,
→
q v r)&
&
(q
v r)&
&
)
p |
q |
r |
(( |
|||||||||
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
|||
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|||
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
|||
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
|||
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
|||
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
|||
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
5. Индуктивные умозаключения – мы обобщаем какие-то частные умозаключения.
Полная индукция – вывод о наличии общего признака у всех предметов определенного класса на основе изучения каждого из предметов данного класса.
S1 является P
S2 является P
S3 является P
S1, S2, S3 исчерпывают класс S
Все S являются P
«Вывод на основе неполного перечня» - ошибка, когда мы не исчерпали класс, думая, что он уже исчерпан.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.