Modus tollens – отрицающий способ рассуждения.
A B
B


A B
B
B
A
Если идет дождь, то улицы мокрые. Улицы мокрые. Дождь идет.
A B
B


Если Иванов пойдет в ресторан, он напьется. Он не пошел в ресторан. Он не напился.
· Разделительный категорический силлогизм – одна из посылок – разделительное суждение, вторая – простое суждение, вывод обычно – простое суждение.
Modus ponendo tollens – утверждающий отрицающий модус.
A↓B
A

Modus tollendo ponens – отрицающий утверждающий модус
A↓B

B
· Условно разделительный силлогизм.
Конструктивная дилемма – созидающая:
A B
B
C D
D
A↓C
BvD
Деструктивная дилемма – разрушающая:
A B
B
C D
D
 ↓
↓
 v
v
Универсальная схема. Чтобы проверить правильность вывода из сложного суждения надо:
1. Формализовать посылки и выводы.
2. Соединить формулы посылок конъюнкциями.
3. Соединить формулу, полученную на втором шаге, с формулой вывода импликацией.
4. Составить таблицу истинности для формулы, полученной на 3-м шаге.
5. Ответить на вопрос о следовании вывода из посылок, сообразуясь с принципом: если в результирующей колонке таблицы истинности (ТИ) нет ни одного ноля, то вывод следует из посылок с необходимостью. Если же там есть хотя бы 1 ноль, вывод из посылок с необходимостью не следует.
Если я не сдам экзамен, я перестану себя уважать. Я сдал экзамен. Значит, я не перестал себя уважать.
p – я сдал экзамен
q – я перестану себя уважать
 q, p →
q, p → 
( q)&p
q)&p
(( q)&p)
q)&p)
| p | q | (( | ||||||
| 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | ||
| 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | ||
| 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
Если тело движется, то оно движется или там, где оно находится, или там, где его нет. Тело не может двигаться там, где оно находится (там оно находится в состоянии покоя). Тело не может двигаться и там, где его нет (там нет объекта движения). Следовательно, движения не существует.
p – тело движется
q – тело движется там, где оно находится
r – тело движется там, где его нет
 q v r),
q v r),  ,
,  →
 → 
 q v r)&
q v r)&  &
&
( q
v r)&
q
v r)&  &
& )
)
| p | q | r | (( | |||||||||
| 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
| 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | |||
| 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | |||
| 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | |||
| 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | |||
| 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | |||
| 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | |||
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | |||
5. Индуктивные умозаключения – мы обобщаем какие-то частные умозаключения.
Полная индукция – вывод о наличии общего признака у всех предметов определенного класса на основе изучения каждого из предметов данного класса.
S1 является P
S2 является P
S3 является P
S1, S2, S3 исчерпывают класс S
Все S являются P
«Вывод на основе неполного перечня» - ошибка, когда мы не исчерпали класс, думая, что он уже исчерпан.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.