Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии), страница 9

Нам осталось уточнить и пополнить терминологию. Мы видели выше, что в истории человечества сменились четыре основных типа этнических общностей, соответствующих четырем основным досоциалистическим формациям. Два из них — первый и последний — имеют уже удовлетворительные обозначения: племя, нация. Два средних — этнические общности, свойственные рабовладельческому и феодальному (раннефеодальному) строю, — до сих пор обозначаются в литературе одним понятием — «народность». Но это, как мы видели, совершенно разные типы этнической общности, а потому они не могут быть обозначаемы одним и тем же термином.

Как же обозначить этнические общности, свойственные древним рабовладельческим обществам? Мне представляется пригодным греческое слово «демос». Следует оговориться, что в применении к афинскому полису понятие «демос» не включало господствующие классы, здесь же им обозначается все свободное население. Назовем же условно древние народы как определенные формы этнических общностей «демосами».

Что касается этнических общностей раннефеодальной эпохи, то для них можно сохранить прежнее, привычное обозначение «народность». Но употреблять этот термин нужно в таком случае в строго ограниченном смысле. Например, вполне законно говорить, что немецкая нация сложилась из народностей: баварской, вестфальской, баденской, саксонской и других, но нельзя говорить, что «немецкая народность» сформировалась в «немецкую нацию». Можно говорить, что французская нация составилась из народностей: бургундской, пикардийской, гасконской, провансальской, нормандской и других, но нельзя говорить, что «французская народность» превратилась во «французскую нацию».

Оставляя до другого случая более обстоятельное изложение и аргументацию кратко намеченных здесь выводов, ограничусь пока лишь простым сопоставлением структуры нации как самого позднего типа этнической общности и всех предшествующих типов таких общностей.

Это сопоставление можно наглядно выразить в следующей схеме:

общинно-родовой строй

рабовла-дельческий строй

ранне-феодальный строй

поздне-феодальный и капиталисти-ческий строй

социалисти-ческий строй

племя

демос

народность

нация

Этническая общность общинно-родового строя — племя — охватывает всю обитающую в пределах данной территории группу людей (объединяя их прежде всего кровнородственными связями).

Этническая общность рабовладельческого строя — демос — охватывает только свободное население данной страны, не включая рабов — этот основной производящий класс.

Этническая общность раннефеодального строя — народность — охватывает в основном трудящееся население, крестьян и горожан, не включая или не обязательно включая господствующий класс феодалов.

Этническая общность позднефеодального и капиталистического строя — нация — охватывает вновь все слои населения данной территории (в большинстве случаев объединенного и политически и экономически), но уже населения, расколотого на антагонистические классы.

Итак, этническая общность есть такая общность людей, которая может быть основана на разных видах социальных связей — общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии. Исторически обусловленное соотношение между этими видами связи порождает этническое самосознание, посредством которого субъективно определяется в наше время этническая принадлежность того или иного лица, той или иной социальной группы.

Примечания



* Впервые статья опубликована в журнале «Вопросы философии». 1964. № 11.



[1] Я намеренно не включаю в это перечисление «общности психического склада» или «национального характера» — понятий, требующих особого рассмотрения, но в поставленную выше проблему ничего, кроме тумана, не вносящих.

[2] Я вынужден по недостатку места оставить в стороне обзор и критику многочисленных высказываний разных авторов по проблеме исторических типов этнических общностей.