Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии), страница 8

Позднее европейское средневековье — переход к новому времени, к эпохе капитализма — ознаменовалось существенными переменами и в этнической структуре европейских обществ. Это была эпоха, когда, говоря словами Энгельса, «королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности, основанные на национальности, монархии, в которых развились современные европейские нации и современное буржуазное общество» (Ф. Энгельс. Диалектика природы, 1955, стр. 1).

Говоря здесь о происхождении современных европейских наций, Энгельс указывает на те исторические условия, которые их породили: ломка феодальных порядков, зарождение буржуазного экономического уклада, политическая централизация. Начало этих процессов Энгельс относит ко второй половине XV века. Но в цитированном месте он говорит о них лишь в общей форме: касаясь же этого вопроса в других сочинениях, он останавливается и на конкретных особенностях процесса формирования наций в отдельных странах Европы.

В самом деле, в каждой их этих стран процесс формирования нации протекал по-своему, в разных условиях и не одновременно. Историк должен конкретно и внимательно исследовать этот процесс в каждой стране в отдельности и уже тогда, обобщая наблюдения, сделать общие выводы о формировании наций в новой Европе. Кроме того, изучить историю образования европейских наций еще далеко не достаточно. Очень важно исследовать, как протекал процесс формирования наций в странах Англосаксонской и Латинской Америки, в странах Азии, как он протекает на наших глазах в Африке и в некоторых из стран той же Азии и Латинской Америки. Лишь после этого у нас в руках будет действительно полный фактический материал для научного марксистского обоснования «теории нации».

Такое исследование неизбежно выльется в обстоятельную историко-этнографическую монографию. Даже краткое изложение его результатов заняло бы целую статью. Автор надеется в будущем найти возможность вернуться к этому вопросу. Здесь же мы по необходимости ограничимся лишь одним, наиболее общим вопросом: в чем отличие нации как типа этнической общности от всех предыдущих исторических типов этнической общности?

Процесс национального сплочения в европейских (как и во внеевропейских) странах состоял не только в территориальном, экономическом, политическом, языковом объединении. Он состоял не в меньшей степени во включении различных классов и сословий страны в национальную общность. Английское национальное единство сложилось тогда, когда феодальная аристократия Англии, прежде франкоязычная, перешла на английский язык. Во Франции национальное единство было окончательно установлено и закреплено в годы Великой революции, когда возглавившая национальное движение мелкая революционная буржуазия сломила антинациональное движение роялистов-аристократов и дворян, остатки которых позже были поглощены той же французской нацией. В Германии, в Италии национальное объединение затянулось надолго и протекало в более сложных условиях, но и в этих странах оно состояло, по существу, в преодолении антинациональных устремлений феодальной верхушки и включении ее в национальную общность — общенемецкую, общеитальянскую.

Конечно, объединение в высшей национальной общности антагонистических общественных классов с их противоположными классовыми интересами, с различным мировоззрением, с различными традициями, отнюдь не означает ни погашения этих противоположностей, ни их примирения. Напротив, только оно делает вполне понятным известный ленинский тезис о том, что «есть две нации в каждой современной нации» и «две национальные культуры в каждой национальной культуре» (В.И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 8, 16), ибо каждая нация в буржуазном обществе состоит из антагонистических общественных классов.

8. Классификация этнических общностей