Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии), страница 7

Ядро такой общности составляли крестьяне — основной производящий класс феодального строя. Горожане, выходившие из той же деревенской среды, либо принадлежали к одной с крестьянами общности, либо обособлялись и создавали свою особую общность, которая укрепляясь по мере экономического усиления города и приобретения им политической независимости, могла впитывать в себя и деревенскую периферию. Так было в Северной Италии, где в XIII–XIV вв. образовались областные объединения на городской основе: генуэзцы, пизанцы, флорентийцы, миланцы, венецианцы и другие. В большинстве же европейских стран, где город не подавлял в такой степени сельскую округу, «этнические единицы» складывались из экономического и политического объединения таких округ; границами их служили чаще всего более или менее устойчивые феодальные объединения.

Так сложились в течение раннего средневековья областные этнические группы: на Пиренейском полуострове — арагонцы, кастильцы, леонцы, галисийцы, каталонцы и другие; во Франции — пикардийцы, бургундцы, нормандцы, овернцы, гасконцы, наваррцы, провансальцы и другие; в Германии баварцы, гессенцы, вестфальцы, баденцы, нижние, а потом верхние саксонцы и другие.

Важным фактором сплочения для таких областных или городских этнических групп было религиозное единство. Хотя почти вся Европа стала тогда христианской, христианство было слишком отвлеченным понятием, а настоящим и конкретным предметом почитания был для каждой областной группы местный святой покровитель. Кельтоязычные гэлы Ирландии чтили св. Патрика и св. Бригитту, парижане — св. Дени и св. Женевьеву, галисийцы и кастильцы — св. Яго, венецианцы — св. Марка, триестинцы — Сан-Джусто, венгры — св. Стефана, сербы — св. Савву, новгородцы — св. Софию. За своего святого сражались с врагами, с его именем шли в бой.

Самое же интересное и характерное здесь то, что, хотя названные этнические объединения складывались в рамках феодальных владений-государств, правящие классы в этих государствах — феодалы, а особенно феодальная верхушка — короли, императоры, могли принадлежать, а могли и не принадлежать к данной этнической общности. И даже довольно часто не принадлежали. История средневековых государств Европы изобилует примерами того, что феодальные владетели и особенно государи были этнически и по языку чужды коренному населению — крестьянству да и горожанам. В ХІ веке офранцуженные норманны покорили Англию и несколько веков там правили, почти не смешиваясь с коренным населением. Английские короли, в свою очередь, в ХІІІ–XV веках властвовали над доброй частью Франции. В течение XI–XVI веков, а частью и позже германоязычная династия Габсбургов держала под своей властью обширные земли в Центральной Европе (в том числе славянские, венгерские), а также Нидерланды, большую часть Италии, позже — часть Пиренейского полуострова.

Ограничимся пока этими наиболее известными примерами. Мы видим из них, что типичная форма этнической общности раннефеодальной эпохи отличается следующими признаками: это сравнительно узкие объединения, со своими местными наречиями, совпадающие с небольшими или средними феодальными владениями, сплоченные также религиозной общностью. Основу этнического единства составляют главные производящие классы — крестьяне и горожане; господствующий феодальный класс космополитичен и часто не входит в данную этническую общность. Преобладающие формы связи — территориальная, политическая, религиозная.

Как назвать описанный тип этнической общности? Оставим и этот вопрос пока без ответа.

7. Формирование наций в эпоху перехода к капитализму