Горная электротехника: Учебно-методическое пособие (Постоянный ток. Химические источники тока. Элементы и схемы шахтной электрической аппаратуры), страница 42

Реле – это аппарат, у которого при плавном изменении входной величины выходная величина меняется скачком. Обычно реле имеет два устойчивых состояния. Поясним это на примере максимального реле РЭ–570, основными частями которого являются магнитопровод, состоящий из ярма 1 (рис. 35), сердечника 2 и подвижного якоря 3; катушка 4, выполненная в данном реле в виде нескольких витков медной шины, по которой течёт ток нагрузки; возвратная пружина 5, оттягивающая якорь реле от сердечника; контактная система, состоящая в данном реле из одного нормально закрытого (н.з.) контакта  6, называемого также размыкающим.

 

Рис. 35. Максимальное реле.

При постепенном увеличении тока в катушке реле до определённой величины якорь остаётся неподвижным. При достижении током этой величины, называемой  током срабатывания, реле срабатывает, т.е. якорь его, преодолевая натяжение пружины, быстро притягивается и н.з. контакт реле размыкается, производя необходимые переключения. При уменьшении тока притягивающее усилие уменьшается и пружина возвращает якорь в исходное положение, которое регулируется винтом 8.

Таким образом, реле имеет два устойчивых состояния, характеризуемых состоянием контактов: н.з. контакт разомкнут (якорь полностью притянут) и н.з. контакт замкнут (якорь отпущен).

Величину тока, при котором срабатывает реле, можно регулировать, изменяя предварительное натяжение возвратной пружины с помощью регулировочного винта 7.

Реле выпускаются с самовозвратом и с ручным возвратом, отличающиеся наличием специальной защёлки, фиксирующей якорь в притянутом положении. Для возвращения реле в нормальное состояние (якорь отпущен) необходимо взвести его, т.е. освободить защёлку.

Если величина тока срабатывания, на которую настроено реле (уставка реле), равна номинальному току двигателя, то при пуске реле будет каждый раз срабатывать. Чтобы избежать этого, в практике применяют следующие два способа: 1) воздействие на механизм отключения аппарата управления производится не сразу, а с так называемой выдержкой времени; 2) шунтирование на время пуска катушки максимального реле или тех контактов реле, которые производят отключение аппарата управления.

Тепловая защита предназначена для отключения установки при перегреве её. Эта защита осуществляется с помощью тепловых реле.

Основной частью теплового реле (рис.36) является биметаллическая пластинка 1, состоящая из двух    жёстко связанных между собой пластинок из металлов с различным коэффициентом линейного расширения.

Рис. 36. Устройство теплового реле первой величины.

Биметаллическая пластинка, закреплённая одним концом на стойке 2, другим концом упирается в рычаг 3, который под действием пружины 4 стремится повернуться по часовой стрелке  и разомкнуть контакты 5. Рядом с биметаллической пластинкой помещается нагревательный элемент 6, по которому течёт ток нагрузки. Если по двигателю, защищаемому тепловым реле, проходит ток, больший номинального, то этот ток, проходя по нагревательному элементу теплового реле, нагревают биметаллическую пластинку до такой температуры, что она прогибается к верху и освобождает рычаг. При этом размыкаются контакты, и производится отключение аппарата управления данным двигателем. Для возвращения рычага в исходное положение необходимо «взвести» реле, нажав на кнопку 7. Тепловое реле устанавливается обычно в двух фазах.

При пуске и других кратковременных толчках тока тепловое реле вследствие тепловой инерции биметаллической пластинки не отключает двигатель.

Тепловое реле не защищает от короткого замыкания, так как ток к.з. может вывести из строя нагревательный элемент реле до того, как реле отключит цепь тока. Поэтому последовательно с тепловым реле устанавливается максимальное реле или плавкий предохранитель.