Краткие ответы на вопросы № 1-52 по дисциплине "Концепции современного естествознания" (Характеристика методов научного познания. Основные способы профилактики и сохранения здоровья), страница 5

Выделившись из окружающего мира ЛЮДИ не имели другого способа оценить этот мир, кроме сравнения его со своим миром желаний, чувств и переживаниЙ. Поэтому растениям и животным, ветрам и молниям и другому являющемся природой приписывалисъ те же мотивы поведения> что и самим себе. Произошла фетишизация природы, т. е. Наделение её сверхъестественными свойствами. Переход к земледелию и скотоводству привёл к возникновению в сознании людей мысли о существенном различии между небом и землёЙ. На этой основе происходят сразу 2 процесса. С одной стороны небо становится объектом пристального изучения, что приводит к зарождению астрономических знаний, с другой стороны обожествление всего небесного. Таким образом религиозные представления не были внушены человеку сверхъестественными силами, а явились продуктом его собственного сознания. На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков прежде всего повлияли отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда отчаяние. Потребность человека, его желание укрывает и защищает иллюзорное представление сулящее спасательный выход из кажущегося безвыходного положения или какое-то облегчение этого положения. Также стимулом для возникновения религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Например, радость и восторг, наполнявшие человека при какоЙ·либо удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта. Таким образом родилась религия. Религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжёлых условиях жизни человека и как следствие этих условий в постоянном нервно-эмоциональном напряжении и в стремлении к самообнадёживанию и к самоутешению. Возможность появления религии возникло тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиознофантастические конструкции. Религия давала человеку ИШIЮЗИЮ относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у человека страх перед враждебными сверхъестественными силами. По мере усложнений общественных отношений религия пре~ вращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни. Сущест-


венным изменением в характере религиозных верований привело разложение родоnлеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри nлемён. Социальное расслоение, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества отразилось и на содержании религиозных предстзвлениЙ. На первый план выходит задача по обеспеченью регулирования помыслами и поведение людей в интересах правящих классов. Поэтому была создана религиозная надстройка в форме религиозной организации, представляющую собой сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Таким образом, идеализм - это философское направление, которое исходит из первичности нематериального (духовного) и вторичности материального. Признаёт первичность сознания и вторичность материи (природы).

Идеализм имеет 2 основные формы: 1) объективный; 2) субъективный. Объективный идеализм - первооснова существующего в мире считает некоторое объективное потустороннее сознание (Мировой Разум, дух, Бог, божественная идея). Пример: древнегреческий учёный и философ ПЛатон создал учение о том, что все компоненты природы упорядочил Бог. Он рассматривал материю как проекцию мира идей. И для того, чтобы материя по ПЛатону превратилась в реальность необходимо, чтобы в ней воплотилась какаянибудь идея Бога. Сvбъективный идеализм все знания о мире сводит к содержанию индивидуального сознания субъекта (человека). Миром, в котором живёт И действует субъект, субъективный идеализм считает совокупность ощущений, переживаний и настроений. Основные положения субъективного идеализма: 1) всё, что существует в природе существует в сознании познающего субъекта (человека); 2) идеи существуют в разуме человека; 3) образы материальных идей также существуют только в разуме человека через чувственное ощущение; 4) вне сознания человека отдельно ни материи, ни идеи не существует. Пример: Беркли, Юм - немецкие философы.