1.Введение.
Данная дисциплина является общепрофессиональной и устанавливает базовые знания для освоения специальных дисциплин.
1. основные принципы рыночной экономики
2. об аспектах экономической деятельности предприятия и его структурных подразделений
3. о современном менеджменте и принципах делового общения в коллективе
4. основы маркетинга
1. общие основы экономики предприятия
2. основные технико-экономические показатели работы предприятия и его структурных подразделений
3. направления эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
1. рассчитывать технико-экономические показатели цеха и участка
2. определять экономическую эффективность от внедрения организационно-технических мероприятий
Содержание предмета раскрывается в изучении следующих вопросов
1. направление экономической реформы
2. экономика отрасли
3. предпринимательство и его виды
4. основные средства
5. оборотные средства
6. управление предприятием
7. организация основного и вспомогательного производства(производственная структура предприятия)
8. производительность труда
9. оплата и мотивация труда
10.предприятия и его виды
11.основные показатели деятельности предприятия (себестоимость, цена, прибыль и рентабельность)
12.основы маркетинга
13.финансы предприятия и внешняя экономическая деятельность
14.вопросы планирования, учета и анализа деятельности предприятия
2.Основные направления экономической реформы.
Экономическая реформа началась 1 января1992 года.
1. Либерализация цен – свободное установление цен. Либеральные цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения. Государство контролирует цены предприятий монополистов и на коммунальные услуги.
2. Финансовая стабилизация. Она предполагала изменение налоговой и банковской систем. С 1 января 1992 г. была введена новая налоговая система и создана двухуровневая банковская система
3. Приватизация и демонополизация.
Приватизация – это передача (продажа) государственной и муниципальной собственности в частные руки. Приватизация проводилась в два этапа (ваучерная, денежная).
4. Развитие предпринимательства. Развивается слабо т.к. не государственной поддержки. Предприниматель прежде всего новатор, который соединяет все факторы производства (землю, труд и капитал). Он производит товары, работу и услуги. Предпринимательские структуры платят налоги государству.
5. Аграрная реформа. Предусматривает преобразование колхозов и совхозов, продажу земли, развитие фермерских хозяйств. Аграрная реформа пробуксовывает за счет того, что закупочная цена на с-х продукцию низкая, а цена на ту, которую потребляет с-х свободная и высокая.
6. Интеграция в мировую экономику. Одним из направлений экономической политики на данный момент является структурная перестройка экономики, которая состоит в развитии гражданских отраслей ориентированных на потребительский рынок и конверсии оборонных предприятий (увеличение выпуска на этих предприятиях товаров народного потребления и снижение выпуска продукции оборонного назначения).
10. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: КОНЦЕРНЫ, КОНСОРЦИУМЫ, АССОЦИАЦИИ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
1. Концерн – это многоотраслевое АО, осуществляющее контроль через систему участка. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.
2. Ассоциации – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. Основная цель создания ассоциаций – совместное решение научно-технических, производственных, экономических, социальных и др. задач.
3. Консорциум – объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции (напр: осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).
4. Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателей одной отрасли для устранения излишней конкуренции между собой.
5. Картель – это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства.
6. Финансово-промышленные группы (ФПГ) – представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.
7. Холдинговая компания – образуется тогда, когда одно АО овладевает контрольными пакетами акций др. АО. Чаще всего крупные холдинги образуются с участием большой доли гос-го капитала. Через них правительство может регулировать развитие отдельных отраслей.
3. Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики.
Народное хозяйство страны состоит из множества отраслей (промышленность, с-х, строительство, транспорт, связь, торговля), есть непроизводственные отрасли(образование, здравоохранение, культура).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.