Эксперимент в психологии профессиональной деятельности

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Печатается по изданию: Проблемы  эксперимента в психологии.- М.: РАГС, 1998.- С. 19-41.

Как раздел психолоши труда, психология профессиональной деятельности изучает закономерности и условия продвижения человека к профессионализму в труде, изменение психики человека в процессе его восхождения к профессионализму Важным объектом психологии профессиональной деятельности являются качественные изменения, новообразования в психике человека, возникающие в ходе овладения трудом и выполнения человеком труда на высоком и профессиональном уровне.

Чтобы выявить теоретические закономерности овладения человеком высокими уровнями исполнения профессиональной деятельности и профессионального обучения, необходимо опираться на факты и данные о том, как проходит процесс профессионализации у разных людей. Эмпирический материал может быть получен с использованием разных методов исследования - наблюдения, анализа продуктов деятельности (в том числе документов), беседы. Одним из главных методов получения надежного эмпирического материала является эксперимент. Эксперимент в общем виде можно определить как "вторжение в естественный ход событий с целью ускорить процесс получения знаний, пригодных для более успешной деятельности"[1]. Эксперимент для науки нужен всегда, так как он создает базу эмпирических фактов. Эксперимент в психологии труда особо бывает нужен там, где надо выявить скрытые психологические компоненты профессиональной деятельности, например, мыслительную деятельность при решении производственных задач, неявные эмоциональные состояния и т.д.

В ходе труда Человек преобразует окружающую действительность с целью удовлетворения общественных и личных потребностей. Свой опыт труда человек фиксирует в виде суммы знаний и умений, системы операций или системы правил (как надо сделать так, чтобы получить результат. Но прогресс общества заставляет человека искать пути изменения и улучшения результатов, условий труда. Так, в ходе самой практики возникает эксперимент - сначала на интуитивном уровне, на основе наблюдений, проб, догадок об изменении факторов и условий труда. Позднее складывается осознанный научный эксперимент, состоящий в целенаправленном варьировании, анализе, совершенствовании трудовой деятельности на основе применения научных теорий. Эксперимент становится осознанной совокупностью приемов. Мы будем рассматривать эксперимент в трудовой деятельности в контексте психологической науки.

Рассмотрим специфику экспериментального метода в психологии профессиональной деятельности, возможные виды эксперимента (в том числе и преобразующего) в этой области психологии. С учетом сказанного наметим некоторые методические советы о том, как целесообразно проводить и описывать эксперимент.

Приведем вначале некоторые общие характеристики эксперимента, относящиеся и к эксперименту в области психологии труда и профессиональной деятельности Эксперимент - это изменение некоторых условий существования явления и прослеживание изменений, которые возникают в изучаемом явлении. Эксперимент - это активное вторжение человека в исследуемую область, ввод импульса в качестве гипотетической причины[2]. Те воздействия, которые мы вводим в ходе эксперимента, называют независимой переменной, а те изменения, которые возникают в результате воздействий - зависимыми переменными. Экспериментатор осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные. Эксперимент - это метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором[3]. Основная идея экспериментального метода - максимально сократить время и усилия для наблюдателя[4]. Эксперимент как эмпирический метод проверки гипотетических знаний сопровождается операцией измерения тех состояний исследуемого объекта, которые подвергаются намеренному запланированному экспериментатором изменению; чем точнее проводится измерение, тем надежнее выводы можно извлечь из эксперимента[5]. Для эксперимента характерно: создание такой эмпирической ситуации, в которой в наиболее явной и в то же время поддающейся наблюдению и измерению форме проявляется интересующий нас процесс; введение импульса, то есть изменение начального состояния; измеряемые зависимые и независимые переменные, которые должны сравнительно легко поддаваться фиксации и измерению любым независимым исследователем[6]; вводимые новые факторы должны согласовываться с уже сложившейся системой. Изложенные признаки эксперимента наиболее четко проявляются в классическом естественно-научном эксперименте.

Похожие материалы

Информация о работе