Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 2

Эксперимент в психологии профессиональной деятельности всегда проводится для человека и с участием самого человека как субъекта труда и субъекта производственных отношений в ходе труда. Эксперимент в психологии профессиональной деятельности находится на стыке естественно-научного и социального эксперимента. Поэтому желательно, чтобы этот эксперимент приближался по своей строгости к естественно-научному эксперименту и в то же время учитывал специфику социального эксперимента.

Изучение явлений в социальных науках по своей точности долгое время отставало от естественно-научных дисциплин по причине сложности социального объекта. Само по себе изучение высших психологических функций методом эксперимента во времена Вундта - родоначальника метода - считалось нереальным. В последние десятилетия экспериментальная психология проникает и в эти сферы.

Сравним кратко естественно-научный и социальный эксперимент. Для естественно-научного эксперимента характерно следующее:

объектом являются материальные явления мира природы; эксперимент строится по строгой классической схеме изоляции переменных;

средствами - являются приборы; возможны ошибки и пробы, когда наиболее значимым может стать случайный не предусмотренный исход, возможны разрушения и необратимые изменения экспериментального объекта[7]. Для социального эксперимента характерно следующее: объектом являются общественные явления: сам объект имеет собственную активность[8]; объект в социальном эксперименте не просто живой активный субъект, но саморефлексирующий, ставящий свои цели, имеющий ценностные ориентации, не всегда осознаваемые им или нарочито маскируемые; средствами являются не только приборы, но и идеальные нормы, правила организации деятельности; труднее изолировать, измерять и контролировать переменные; много неконтролируемых переменных (например, в производственных отношениях, в психике людей в труде и др.); могут изучаться экспериментально лишь те социальные объекты, где экспериментальное вмешательство и управление не приводит к нарушениям функционирования системы деятельности людей[9],  возможны в эксперименте изменения тех локальных объектов, масштаб которых делает минимальными потери от отрицательных результатов и вынужденных возвратов к ранее существующим формам; необходимо, как правило, согласие на включение участников в особые условия деятельности и наличие мотивации у работника к решению дополнительных профессиональных задач в усложненных условиях; в социальном эксперименте пробы и ошибки надо допускать с большой осторожностью; особую роль приобретает методологическое и этическое обоснование эксперимента.

Приведем описанные в литературе примеры экспериментов, которые могут быть отнесены к области психологии профессиональной деятельности: влияние условий труда на производительность труда[10];

как меняется производительность труда в зависимости от отношения к труду[11]; как влияет расширение прав директора на работу предприятия;

как влияют условия труда (техническая оснащенность, санитарно-гигиенические условия) на процесс и результат труда; влияние режима труда на самочувствие работника[12]; как влияют новые показатели оценки деятельности предприятий (материального стимулирования, премирования производственных коллективов) на производительность труда, на качество продукции, на бригадную форму оплаты труда, на взаимоотношения между членами бригады[13]; как меняется удовлетворенность трудом без ежедневного контроля результатов[14]; как влияют на профессиональное мышление разные условия труда - инструкция, рабочее место, время, технология (при этом мышление анализируется по характеру мыслительных операций, числу ходов, числу пауз и т.д.); как недостаточное развитие некоторых профессионально значимых качеств влияет на успешность профессиональной деятельности и др.