Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 5

Изоляция и контроль за несколькими переменными обеспечивается особой организацией эксперимента, а именно его планированием. Описано продуктивное факторное планирование, где каждый уровень независимой переменной проявляется однажды в каждой позиции последовательно[18]. Например, изучаем влияние образования и стажа работы на эффективность профессиональной деятельности. Фактор а1 - высшее специальное образование по данной специальности; фактор А2 - высшее образование по другой специальности; фактор В1 -стаж более 5 лет, фактор В2 - стаж менее 5 лет. Каждая пара значений переменных в эксперименте присутствует один раз: A1Б1; А1Б2; А2Б1; А2Б2. Отсюда четыре экспериментальных ситуации, где четыре этих сочетания факторов, например, А1Б1, проводятся поочередно в разных группах (группы уравнивания по полу, возрасту и т.д.). Другой пример: выявляется влияние материального и морального стимулирования на производительность труда; тогда фактор А1 - высокое материальное стимулирование; фактор А2 - низкое материальное стимулирование; фактор Б1 - сильное моральное поощрение; фактор Б2 - слабое моральное поощрение; в четырех ситуациях вводятся комбинации факторов A1Б1; А1Б2; А2Б1; А2Б2  и прослеживается влияние этих комбинаций факторов на зависимую переменную - производительность труда.

Кроме запланированных независимой и зависимой переменной в эксперимент вмешиваются и неконтролируемые факторы - побочные переменные вплоть до реальных помех. Если переменных больше трех, то планирование усложняется2. Их действие надо либо пытаться контролировать, либо постараться их нейтрализовать.

Рассмотрим виды эксперимента в психологии профессиональной деятельности. Различим их по следующим признакам (см. табл.2).

Таблица 2 Виды эксперимента в психологии профессиональной деятельности

Признаки видов эксперимента

Вид эксперимента

По условиям

лабораторный, искусственный эксперимент, "спровоцированный"

естественный, производственный "полевой" эксперимент, на который ссылаются

По объекту

натуральный

модельный, мысленный

По временной схеме

от настоящего к прошлому

от момента времени в прошлом к будущему

По числу переменных

одномерный

многомерный (более чем одна независимая и зависимая переменная)

По цели

констатирующий, воспроизводящий, "дублирующий мир"

формирующий, преобразующий, "улучшающий мир"

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях. Это строгий, чистый, контролируемый эксперимент, где воссоздается фрагмент реальной действительности, имеется вводимый импульс, жесткий контроль соответствующих условий, использование инструментов для измерения вызванных импульсом изменений. Например, создается модель рабочего места, где меняется освещение, шкала приборов и изучается эффективность деятельности в изолированной обстановке. Экспериментатор нередко стремится уйти из реального мира в прекрасные звуконепроницаемые лаборатории и иметь дело с такими испытуемыми (напр., белыми крысами), поведение которых он может контролировать 24 часа в сутки, но и крысы могут схватить насморк и изменить результаты эксперимента. В лабораторном эксперименте ситуация искусственная, налицо явная заинтересованность экспериментатора. Например, в лабораторном, по сути дела, эксперименте по "трудовой этике"[19] сравнивались два условия - получение вознаграждения в виде шарика без нажатия на рычаг и после 10-кратного нажатия. Оказалось, что предпочтительнее получение вознаграждения после усилий, чем без него. Иногда в лабораторном эксперименте условия усложняются и вводится конфликтная ситуация, например, между результатом труда и допустимыми средствами. Лабораторный эксперимент приемлем там, где строго вычленяются переменные. Данные лабораторного эксперимента всегда надо соотносить с жизненными показателями, с поведением в реальных условиях.