Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 10

Понятие "корригирующая тренировка" использовалось при формировании профессионально значимых качеств (В.Л.Марищук). В данном случае для успешной работы необходимо, чтобы профессионально значимые качества были не ниже среднего уровня, иначе деятельность не может состояться. Из этого следует необходимость целенаправленного формирования и коррегирования этих качеств. Особо это необходимо, когда недостатки в развитии одних, например, психомоторных качеств резко противостоят высокой мотивации к овладению профессией, в которой они являются значимыми. Или напротив, при высоком уровне психомоторных качеств, отражающих способность к операторской деятельности, у работника нет соответствующей мотивации. Эксперимент показал возможность в ходе формирования повышения таких качеств как устойчивость к статическим напряжениям, к вибрациям, к перегрузкам и укачиванию с учетом воздействий разных ускорений и т.д. Установлено также, что при формировании профессионально значимых качеств наибольшую трудность представляет воспитание разных компонентов социальной направленности, например, ценностных ориентации (В.Л.Марищук). Описанные в литературе данные о возможности целенаправленного формирования компонентов профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств работника подтверждают целесообразность использования формирующего эксперимента как метода исследования в психологии профессиональной деятельности[33].

Формирующий преобразующий эксперимент может быть осуществлен в форме профессионального тренинга[34] при условии, что тренинг продуман как последовательное введение формирующих воздействий и что имеются "замеры" как исходного фона формируемого психического качества, так и конечного состояния этого качества, его изменений под влиянием вводимых воздействий.

Предметом формирования в тренинге могут быть разные стороны: мотивация профессиональной деятельности, адекватная профессиональная самооценка, новые технологии профессиональной деятельности и т.д. Тренинг - это воздействие на человека в целях развития тех или иных профессионально значимых качеств. В тренинге могут использоваться разные техники (ролевые и деловые игры, анализ практических ситуаций, и т.д.), но при этом необходимо, чтобы были выявлены и показаны участникам те "приращения" в профессиональных качествах личности, которые возникли в ходе тренинга[35].

К этическим проблемам при применении преобразующих методов психологии труда привлекает внимание Е.А.Климов[36]. По его мнению любые воздействия на разные стороны трудовой и профессиональной деятельности сводятся в конечном счете к построению, реконструкции, коррекции психических регуляторов поведения и деятельности или хотя бы к относительно более разумному использованию имеющихся. Даже если усилия психолога направлены на рационализацию, преобразование объектных условий труда (его вещественных средств предметной и социальной среды), в конечном счете они направлены также и на психику, сознание, поведение, деятельность людей, занятых трудом: ведь новые средства и условия труда предъявляют и качественно новые требования к психике человека, подчас неожиданные (там же). Автор отмечает, что преобразующие конструктивные методы психологии труда бывают направлены: на использование и формирование субъектных факторов труда (методы профессионального самоопределения, саморазвития, поиска индивидуального стиля деятельности, путей адаптации и методы профконсультации, профотбора, психологического тренинга и др.), а также на использование и формирование, проектирование, объектных факторов в труде (методы рационализаторской и изобретательской работы профессионалов по улучшению средств и условий труда, методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений в ходе труда[37]. Добавим, что по воздействию на объективную или на субъектную сторону труда могут отличаться виды формирующего эксперимента в психологии профессиональной деятельности.

Применение преобразующих методов в психологии труда требует осознания последствий (близких и отдаленных) участия в исследовании для конкретного человека, а также максимального привлечения самого работника к осознанию значимости и целесообразности тех методов психологического воздействия, которые к нему адресованы; надо показать работнику предпочтительность новых ситуаций труда, которые создаются в преобразующем эксперименте, важность вновь складывающихся профессионально значимых качеств.