Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 8

В психологии профессиональной деятельности может быть использован также эксперимент от прошлого к настоящему (экс пост факто) - на прошлых событиях, ранее не предназначенных для эксперимента, достаточно хорошо зафиксированных, влияющих на события настоящего времени. Например, проверяется влияние успеваемости студентов в вузах (по данным документов) на успешность их профессиональной деятельности через ряд лет. Здесь экспериментатор не вводит в действие импульс причин и не наблюдает за системой в момент ее изменения, а только учитывает те факторы, которые были уже до эксперимента[28] и изучает их влияние на сегодняшние события. Здесь контроль переменных не прямой, а опосредованный - через документы. Экспериментатор возвращается к какой-то точке в прошлом и реконструирует уже прошедшие события, опираясь на точные сведения о прошлых событиях. Элементы экспериментальной и контрольной групп уже функционируют до эксперимента. Такой вид эксперимента имеет большие возможности.

Одномерный и многомерный эксперимент отличаются тем, что в последнем могут быть более чем одна зависимая переменная (пол, год обучения, метод обучения данному учебному предмету, тип и размер шрифта в учебнике) и более чем одна зависимая переменная (число ошибок, скорость, количество правильных ответов, данные разных тестов и др.»[29]. Изучение реальной профессиональной деятельности требует по сути дела именно многомерных экспериментов.

Особое значение имеет различие таких видов эксперимента как констатирующий и формирующий. Констатирующий, воспроизводящий эксперимент строится с гипотезой, которая сформулирована относительно уже существующих явлений. Полученные данные - как бы фотография сегодняшнего состояния дел - например, какие качества личности преобладают у лиц, потерявших работу.

Созидательный, формирующий, преобразующий эксперимент строится на гипотезе, которая сформулирована относительно связей и явлений, которых еще нет в социальной действительности, но уже есть возможность их создания - например, какие качества личности у безработных можно сформировать, чтобы активизировать их поиск работы. Созидательный эксперимент всегда проводится с целью оптимизации, улучшения функционирования данной системы[30].

Теоретическим обоснованием формирующего созидательного эксперимента является принцип развития в психологии (Б.Г.Ананьев) и экспериментально-генетический метод исследования психических функций (Л.С.Выготский). В формирующем, преобразующем эксперименте исследователь конструирует, формирует новые качества и свойства (деятельности личности), изменяя сложившиеся условия или создавая обновленные условия. Только в генезисе, в процессе становления раскрывается подлинное содержание психических процессов. Например, профессиональную деятельность недостаточно изучать в ее уже сложившемся, зрелом состоянии, когда она стала "застывшей" формой и когда ее подлинную структуру и нужные качества личности выявить трудно. Целесообразно изучать профессиональную деятельность и профессионально значимые качества работника в их развитии, а для этого надо создать условия, способствующие формированию новых свойств деятельности и личности работника. В основе формирующего, преобразующего эксперимента в психологии труда лежит пластичность психики, тренируемость, упражняемость качеств профессиональной деятельности и личности.

Преобразующий эксперимент в психологии труда и профессиональной деятельности возможен в разных вариантах:

- когда заранее определен результат формирования (например, профессиональная деятельность с высокими показателями эффективности труда) и надо выявить, найти условия, при которых у разных групп работников (различающихся по полу, возрасту, образованию, стажу и т.д.) такая профессиональная деятельность складывается. Здесь независимой переменной является высокий результат профессиональной деятельности, а зависимой переменной - условия ее становления;

- когда мы варьируем разные благоприятные условия для работника и изучаем, к каким показателям производительности труда это приводит. Здесь неизвестным, то есть зависимой переменной являются результаты профессиональной деятельности, а независимой переменной - условия труда.