Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 6

Производственный эксперимент проводится в обычных условиях производства или близких к нему, направлен прямо на решение задач производства. Чаще о производственном эксперименте говорят при постановке эксперимента в ситуации материального производства[20], но безусловно можно говорить о производственном эксперименте и в нематериальной сфере, например, в управлении. Суть этого эксперимента состоит в следующем: Производственный эксперимент заключается в том, что реальные условия работы изменяются на условия, гипотетически предполагаемые оптимальными и изучается их влияние на функциональное состояние работника и эффективность его труда[21]. Вносятся разные изменения в оборудование, технологию, темп и ритм работы. Производственный эксперимент проводится в реальных условиях производства для проверки влияния каких-либо факторов организации труда (скорость работы, количество и частота предъявления информационных сигналов, организация различных элементов рабочего места и др.) на функциональное состояние работника и на эффективность его труда[22]. Отмечается, что психологическое изучение трудовой деятельности человека в условиях производства существенно отличается от лабораторного эксперимента. В лаборатории экспериментатор продумывает процедуру эксперимента, определяет условия работы испытуемого заранее. При изучении профессиональной деятельности в реальных условиях выяснение и описание трудовых задач становится объектом особого исследования. Этот объект хорошо знаком обследуемому профессионалу. Поэтому при анализе профессии весьма важную роль играют мнения, высказывания, профессиональный опыт рабочих, в беседах с которыми психолог собирает чрезвычайно важный материал. Выделены этапы становления производственного эксперимента[23]. Вначале этот эксперимент был прямо включен в производство, то есть в реальный процесс профессиональной деятельности. Затем производственный эксперимент выделяется из производства, ибо в ходе труда возникают новые проблемы. Чтобы их решить, надо было бы либо разрывать уже установившийся рабочий процесс для проведения необходимой опытно-исследовательской работы, либо создавать условия, которые бы совпадали с производственными, но не ставили бы исследователя в полную зависимость от хода конкретного производственного процесса, давали ему известную самостоятельность и время для активных наблюдений и поисков.

Иными словами, производственный эксперимент состоит в том, что в реальное протекание профессиональной деятельности в естественных условиях вводятся дополнительные условия и факторы, которые, по предположению исследователя, влияют на отдельные стороны этой деятельности. Например, в работу управленца вводится новая информация и прослеживается изменение внимания, характера мышления и принятия решения в новых информационных условиях и т.д.

В некоторых случаях производственный эксперимент строится как включение дополнительных трудностей для работника, что приводит к "искусственной деавтоматизации" его деятельности[24]. Здесь мы как бы восстанавливаем ранний этап овладения профессией и воскрешаем забытые трудности и способы их преодоления, например, выявляется характер мыслительных действий, связанных с трудом[25] в обычных условия, скрытых от исследователя.

Производственный эксперимент иногда называют "полевым". "Полем" эксперимента является цех, школа. Производственный эксперимент близок к естественному. Здесь импульс может и не вводиться экспериментатором, а он просто свидетель этих изменений и использует в жизни те ситуации, которые близки к тем, которые необходимы. При этом экспериментатору важно найти правильную позицию в этом процессе, чтобы не нарушить его обычного течения. В литературе описан прием "превращения наблюдателя в тень" с целью сохранения естественности изучаемого трудового процесса. В таком случае бывает много неконтролируемых факторов. Эксперимент нуждается в многократном повторении. Такой эксперимент также называют тем, "на который ссылаются" в отличие от искусственного, "спровоцированного экспериментатором". Эксперимент может быть одновременно экспериментом, на который ссылаются для одной переменной и спровоцированным экспериментом для другой переменной.