Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 9

В ходе и процессе формирования профессиональной деятельности психологу-исследователю особо важно фиксировать этапы становления, переходы от одних качеств к другим, а также затруднения, ошибки, сбои в профессиональной деятельности, ибо они сигнализируют об отсутствии некоторых звеньев в деятельности. В экспериментальной акмеологии психолога могут интересовать условия, способствующие овладению работником высокими уровнями профессиональной деятельности - мастерством и творчеством, микропереходы от одних уровней "акме" к другим, более зрелым. Поэтому в формирующем эксперименте могут вводиться дополнительные затрудняющие задания, раскрывающие процесс продвижения работника от затруднения к его преодолению за счет применения новых средств профессиональной деятельности. Формирующий эксперимент позволяет восстановить все этапы, моменты становления профессиональной деятельности. Вмешательство экспериментатора в ходе формирования явления позволяет замедлить процесс, развернуть его, выделяя скрытые ранее этапы. Это делается для того, чтобы в конечном счете найти оптимальные условия для стимулирования профессиональной деятельности, восхождения человека к профессионализму. Во всех случаях формирования необходимо привлечь самого испытуемого - взрослого человека к активному участию в эксперименте, создать у него соответствующую мотивацию.

Отрицательный результат формирующего преобразующего эксперимента. когда что-то не удалось при данных условиях сформировать или удалось, но с большими трудностями, тоже очень важен.

Различают "эксперимент дублирующий мир" и "улучшающий мир"[31]. Проведение первого эксперимента ("дублирующего мир") не требует изменения ни места, ни хода реальных событий. Описан опыт такого типа: исследовалась производительность труда ткачихи (число пропусков нужной операции в минуту) в разных условиях труда (когда она надевала наушники, охраняющие ее от шума в цехе) и не надевала их. В одном варианте зависимой переменной была производительность труда в зависимости от использования наушников, в другом варианте этого опыта зависимой переменной было количество недель, в течение которых ткачиха имела определенную производительность труда. В других экспериментах выявлялась (там же) зависимость успеха спасения на воде при использовании бинокля и без него в разное время суток, а также влияние двух переменных:

периодов отдыха и длины рабочей недели на производительность сборочных работ. При этом выявилась побочная переменная (увеличение сплоченности рабочих групп), из-за которой возросла производительность   труда.   Во   всех   этих   экспериментах, "дублирующих мир", возможны побочные переменные, вносящие помехи.

В эксперименте, "улучшающем мир", исследователь ищет решение, лучшее из возможных[32]. Например, в одном опыте применялся тренажер для отработки посадки самолета в особых условиях. В другом опыте выявлялась роль мысленной тренировки двигательных навыков без тренажера, при этом проверялась гипотеза: при дополнении к обычной отработке программ специальной мысленной тренировки у курсантов улучшался навык по выполнению посадки.

Тренировка как практическая жизненная модель преобразующего эксперимента была предметом специального изучения (8, с.24):

показано, что в тренировке успех достигается внутренним психологическим сходством упражняемой деятельности с той трудовой деятельностью, на которую должен быть перенесен эффект (а не длительностью упражнений или внешним уподоблением тренажера рабочему месту).