В ходе и процессе формирования профессиональной деятельности психологу-исследователю особо важно фиксировать этапы становления, переходы от одних качеств к другим, а также затруднения, ошибки, сбои в профессиональной деятельности, ибо они сигнализируют об отсутствии некоторых звеньев в деятельности. В экспериментальной акмеологии психолога могут интересовать условия, способствующие овладению работником высокими уровнями профессиональной деятельности - мастерством и творчеством, микропереходы от одних уровней "акме" к другим, более зрелым. Поэтому в формирующем эксперименте могут вводиться дополнительные затрудняющие задания, раскрывающие процесс продвижения работника от затруднения к его преодолению за счет применения новых средств профессиональной деятельности. Формирующий эксперимент позволяет восстановить все этапы, моменты становления профессиональной деятельности. Вмешательство экспериментатора в ходе формирования явления позволяет замедлить процесс, развернуть его, выделяя скрытые ранее этапы. Это делается для того, чтобы в конечном счете найти оптимальные условия для стимулирования профессиональной деятельности, восхождения человека к профессионализму. Во всех случаях формирования необходимо привлечь самого испытуемого - взрослого человека к активному участию в эксперименте, создать у него соответствующую мотивацию.
Отрицательный результат формирующего преобразующего эксперимента. когда что-то не удалось при данных условиях сформировать или удалось, но с большими трудностями, тоже очень важен.
Различают "эксперимент дублирующий мир" и "улучшающий мир"[31]. Проведение первого эксперимента ("дублирующего мир") не требует изменения ни места, ни хода реальных событий. Описан опыт такого типа: исследовалась производительность труда ткачихи (число пропусков нужной операции в минуту) в разных условиях труда (когда она надевала наушники, охраняющие ее от шума в цехе) и не надевала их. В одном варианте зависимой переменной была производительность труда в зависимости от использования наушников, в другом варианте этого опыта зависимой переменной было количество недель, в течение которых ткачиха имела определенную производительность труда. В других экспериментах выявлялась (там же) зависимость успеха спасения на воде при использовании бинокля и без него в разное время суток, а также влияние двух переменных:
периодов отдыха и длины рабочей недели на производительность сборочных работ. При этом выявилась побочная переменная (увеличение сплоченности рабочих групп), из-за которой возросла производительность труда. Во всех этих экспериментах, "дублирующих мир", возможны побочные переменные, вносящие помехи.
В эксперименте, "улучшающем мир", исследователь ищет решение, лучшее из возможных[32]. Например, в одном опыте применялся тренажер для отработки посадки самолета в особых условиях. В другом опыте выявлялась роль мысленной тренировки двигательных навыков без тренажера, при этом проверялась гипотеза: при дополнении к обычной отработке программ специальной мысленной тренировки у курсантов улучшался навык по выполнению посадки.
Тренировка как практическая жизненная модель преобразующего эксперимента была предметом специального изучения (8, с.24):
показано, что в тренировке успех достигается внутренним психологическим сходством упражняемой деятельности с той трудовой деятельностью, на которую должен быть перенесен эффект (а не длительностью упражнений или внешним уподоблением тренажера рабочему месту).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.