На рис.1. представлен фрикционный клин и далее в табл.1.1. приведен химический состав и механические свойства стальных фрикционных клиньев.
Таблица 1.1
Химический состав и механические свойства стальных
фрикционных клиньев
Марка стали |
Массовая доля элементов, % |
Временное сопротивление |
Твер-дость, |
|||||||
С |
Si |
Mn |
P |
S |
Cr |
Ni |
Cu |
sв, МПа |
НВ |
|
20Л, 25Л |
0,22- 0,30 |
0,17- 0,37 |
0,35-0,65 |
£ 0,04 |
£ 0,04 |
Не контро-лируется |
137... 143 |
|||
20ГФЛ |
0,17- 0,25 |
0,3-0,5 |
1,1-1,5 |
£ 0,04 |
£ 0,04 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
То же |
140... 160 |
20ФЛ |
0,17-0,25 |
0,3-0,5 |
0,8-1,2 |
£ 0,05 |
£ 0,05 |
£ 0,3 |
£ 0,3 |
£ 0,3 |
То же |
140... 160 |
20ГЛ |
0,17-0,25 |
0,3-0,5 |
1,1-1,4 |
£ 0,04 |
£ 0,04 |
£ 0,3 |
£ 0,3 |
£ 0,3 |
То же |
140... 160 |
Примечание. Механические свойства стальных клиньев в соответствии с техническими требованиями не контролируются. Приведенные значения их твердости являются фактическими.
Отливки обязательно подвергаются термообработке - нормализации. Нормализация ведется при температуре 900-930 оС, выдержка и охлаждение на воздухе.
Для изготовления фрикционных планок применяется лист
16 ГОСТ 19903-74
45 ГОСТ 1577-81
Допускается применение полосы Б 16´210 ГОСТ 82-50
Твердость после термообработки 285-477 НВ (dотп 3,6-2,8 мм). Определять со стороны зенковки на площадке 160±10 мм.
Коробление планки в плоскости не более 1 мм.
Демпфирование колебаний в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном) осуществляется в тележке силами трения, возникающими на рабочих поверхностях клинового гасителя колебаний.
Переменная величина сил трения на рабочих поверхностях фрикционного гасителя колебаний пропорциональна величине прогиба, в зависимости от загрузки вагона, что обеспечивает равномерное движение его как в порожнем так и в груженом состояниях.
Таблица 1.2
Параметры тележки модели 18-100
1. Статический прогиб под весом вагона брутто. |
46,0-50,0 мм |
2. Статический прогиб под тарой вагона. |
9,0 мм |
3. Номинальное относительное трение |
8-10% |
4. База |
1850 мм |
Колебания обрессоренной массы вагона в основном гасятся на главных рабочих поверхностях узла - между клином и фрикционной планкой. Работа сил трения на указанных поверхностях составляет 92-93% от полной работы трения совершаемой системой. Остальные 7-8% работы трения осуществляются на вспомогательных рабочих поверхностях - между наклонными поверхностями над рессорной балки и клина.
Условия демпфирования, осуществляемые фрикционным узлом, регламентируются величиной коэффициента относительного трения . Указанная характеристика представляет собой отношение силы трения на рабочих поверхностях клиновой системы к вертикальной статической нагрузке, приложенной к рессорному комплекту. Для четырехосного грузового вагона величина коэффициента =0,08-0,1.
Обстоятельные исследования по оценке параметров трения фрикционного гасителя колебаний в условиях эксплуатации были проведены П.С. Анисимовым. В эксперименте был зафиксирован значительный перепад сил трения в системе демпфирования на участках с различным состоянием пути. Это указывает на достаточно высокую чувствительность конструкции узла к возмущающим силам и является положительным качеством системы демпфирования.
В указанной выше работе показано, что при существующих скоростях движения перемещение клина перемещение клина происходит преимущественно в вертикальном направлении. Исходя из этого, вертикальную составляющую силы трения можно практически рассматривать как равнодействующую сил, возникающих на поверхностях трения. Установлено, что при скоростях движения вагонов до 100 км/час скорость относительного скольжения клина по фрикционной планке составляет от 1,8-6,0 м/мин (0,03-0,1 м/сек) и соответственно при скоростях движения превышающих 100 км/час изменяется от 6,0-15,2 м/мин (0,1-0,25 м/сек).
Обобщенным показателем работоспособности фрикционного гасителя колебаний является стабильность параметров трения. Все отклонения, возникающие в эксплуатации непосредственно сказываются на изменении силовой характеристики системы. В связи с этим, определенный интерес представляет сопоставление нормальной силовой характеристики с видоизмененными вариантами, обусловленными различными факторами.
Анализируя условия работы сопряженных поверхностей клина и фрикционной планки, следует обратить внимание на факторы, предопределяющие развитие в эксплуатации катастрофического вида износа-схватывания. Таковыми при сухом трении являются параметры - небольшая скорость перемещения и относительно повышенные значения удельных давлений. Так при исходных технических характеристиках гасителя колебаний, величина удельных давлений между клином и планкой не должна превышать Р=20-30 кгс/см2. В действительности же, по мере нарастания износа деталей, поверхность клина приобретает сферическое очертание.
Претерпевает заметные изменения и поверхность фрикционной планки. В этих условиях площадь фактического контактирования существенно изменяется по сравнению с первоначальной, расчетной. Она значительно уменьшается. Вследствие этого и происходит повышение удельного давления на порядок и больше по сравнению с исходной, регламентированной величиной. В условиях сухого трения это и приводит к указанным последствиям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.