Четырёхосная нефтебензиновая цистерна, страница 2

Котел цистерны рамной конструкции не воспринимает продольную нагрузку, хотя и имеет большую жесткость. Для предотвращения смещения котла при воздействии продольных усилий (рис. 1.2.) его крепят к раме в средней части при помощи лап 5, соединенных специальными болтами 6. Котел цистерны опирается на деревянные бруски, которые передают вертикальную нагрузку на раму вагона. Крепление же концевых частей котла, лежащих на деревянных брусках 3, прикрепленных к желобам опор шкворневых балок рамы, осуществляется четырьмя хомутами 1 с муфтами 2 и стяжными болтами 4. Хомуты затягивают муфтой 2, которая соединяет их наконечники со стяжным болтом 4, имеющими левую резьбу. В настоящее время на ряде цистерн установлены два хомута с тарельчатыми пружинами.

Крепление котла к раме.


Рис. 1.2.

Для налива нефтепродуктов, осмотра котла внутри и его очистки используется люк диаметром 570 мм, герметически закрываемый крышкой. Крышка крепится к люку восемью откидными болтами. На опорное кольцо горловины люка ставят уплотнительное кольцо из бензоморозостойкой резины. В люке размещен привод основного затвора сливного прибора и две сегментные планки, укрепленные на разных уровнях и предназначенные для контроля за предельными уровнями налива груза.

Для подъема на цистерну с обеих сторон вблизи от люка закреплены металлические лестницы, а на верху сделана площадка для безопасного обслуживания при осмотре и промывке котла. Внутри котла также имеется лестница, опирающаяся на нижний лист. Котел изготовлен из стали 09Г2С.

            Универсальный сливной прибор, которым оборудуются все цистерны для нефти и нефтепродуктов, показан на рис. 1.3. Он служит для слива груза из котла, а при необходимости - налива снизу при помощи насоса. Сливной прибор крепится к нижнему листу котла. В отличие от ранее применявшихся сливных приборов с одним металлическим клапаном, универсальный сливной прибор оборудован дополнительным клапаном и имеет резиновые уплотнители, что обеспечивает более высокую надежность герметизации котла. Верхний конец штанги 9 этого прибора, снабженный откидным воротником, размещен в люке, а ее нижний конец, имеющий резьбу, ввинчен в стойку 10. Внизу штанга соединена с клапаном 8 болтами 11, входящими в кольцевую выточку штанги. Такое соединение при вращении штанги позволяет клапану перемещаться вверх и вниз, не допуская его поворота. От перекоса клапан при его подъеме удерживается перьями 12. Для центрирования в седле клапан снабжен нижними перьями 13, а для обеспечения плотности зазора, резиновым уплотнительным кольцом 18, укрепленным прижимным кольцом 19 и шпильками 20. Дополнительный затвор состоит из крышки 3 с резиновым уплотнительным кольцом 5, которое прикрепляется к крышке коническим кольцом 2 и болтами 21. Крышка прижимается к наконечнику корпуса 6 винтом 1, через кольцевую выточку которого пропущены болты 15, соединяющие винт с крышкой 3. Здесь также исключается поворот крышки при вращении винта. Опора для винта - откидная скоба 4, подвешенная на валиках 14, которые укреплены на наконечнике корпуса 6. Для удобства вращения винта предусмотрена кольцевая ручка, а для предотвращения самопроизвольного открывания крышки - стопорная гайка с рукояткой 16. Корпус сливного прибора, в отличие от применявшихся раннее, окружен пароподогревательной рубашкой 7, используемой для разогрева груза в зоне клапана и оттаивания льда.

Рис.1.3. Сливной прибор.

Избыточное и пониженное (вакуум) давления в котле создают опасность для прочности и устойчивости его оболочки. Поэтому котел проектируемой четырехосной цистерны оборудован ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНО - ВПУСКНЫМ КЛАПАНОМ, который отрегулирован на избыточное давление 1.5 атм и вакуум 0.375 атм. Корпус 6 предохранительно - впускного клапана (рис.1.4) укреплен в верхней части котла 7. При давлении в котле, превышающем усилие пружины 5, отрегулированном в цистернах общего назначения на давление 0.15 МПа ее сопротивление преодолевается и клапан 3, имеющий направляющую втулку 4, поднимается       Рис.1.4 Предохранительно

со своего седла вверх, открывая выход  газа   в                                    впускной клапан.

атмосферу через отверстие (а). При снижении давления в котле в цистернах общего назначения на 0,0375МПа сжимается пружина 2, клапан 1 опускается и воздух через отверстие (а) входит в котел.

Для облегчения ускорения сливных и наливных операций разработана быстросъемная КРЫШКА РИГЕЛЬНОГО ТИПА, которая состоит из крышки, ригеля и откидного болта. Ригель с одной стороны шарнирно с помощью валика соединен с кронштейном, приваренным непосредственно к котлу, с другой стороны зажимается при помощи гайки с рукоятками до упора средней его части в крышку. Колпак, прикрепленный к гайке, предохраняет резьбу болта от механических повреждений.

Крышка снабжена кольцом, опирающимся на уплотняющуюся кольцевую прокладку горловины люка. Контактирующая с прокладкой поверхность кольца имеет ширину 6мм вместо 16мм в ранее применявшихся крышках, что снижает необходимое для уплотнения усилие нажатия ригеля. Для открытия крышки необходимо отвинтить гайку до выхода ее из соприкосновения с ригелем и отвести болт в сторону. Упор, приваренный к болту, при этом упирается в скобу-ручку, чем обеспечивается отрыв крышки в случае образования в котле вакуума.

Ходовой частью четырехосной цистерны являются две типовые двухосные тележки ЦНИИ-Х3.

Тележка модели 18-100 имеет следующие технические характеристики:

Масса тележки

4680 кг

База

1.85 м

Допустимая скорость

120 км/ч

Гибкость рессорного подвешивания

0.125 м

Прогиб рессорного комплекта под статической нагрузкой

0.049 м

Расстояние от уровня головки рельсов до опорной поверхности подпятника

0.801 м

Тип рессорного подвешивания

одноступенчатый центральный

Статический прогиб рессорных комплектов четырехосной тележки под нагрузкой брутто

47мм