1.ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТИРУЕМОГО ТЕПЛОВОЗА.
Тепловоз-магистральный,2-х секционный, мощностью 2 х2250 кВт (2 х3000л.с.), с электропередачей переменно-постоянного тока. На тепловозе применяю 16-и цилиндровый 4-х тактный дизель с синхронным тяговым генератором. Выпрямительная установка выполнена на кремниевых лавинных вентилях (диодах).
Охлаждающее устройство тепловоза шахтного исполнения с гидростатическим приводом 2-х вентиляторов посредством аксиальных гидронасосов и моторов. Масло дизеля охлаждается водой в водомасляном теплообменнике, а наддувочный воздух-в водо-воздушном охладителе.
Воздух, подаваемый на охлаждение электрических машин и аппаратов, очищается в сетчатых фильтрах, установленных в крыше тепловоза.
Вал тормозного компрессора имеет привод от электродвигателя постоянного тока, питаемого от стартер генератора.
На тепловозе предусмотрена возможность установки электродинамического тормоза.
Кузов тепловоза закрытого типа с несущей рамой.
Тележки бесчелюстные, с индивидуальным рессорным подвешиванием и односторонней установкой тяговых электродвигателей.
Тяговый привод опорно-осевой с упругим зубчатым колесом.
1.1.Определение статической нагрузки от колесной пары на рельс:
Для грузовых тепловозов принято задавать нагрузки от колесной пары на рельс в пределах от 206 до 245 кН т. е:
2П=206-245, кН;
Принимаю:2П=230 кН.
1.2.Выбор диаметра колеса и проверка его по статической нагрузке:
Дк>2П/2Р, мм;
Р-удельная нагрузка на рельс в месте контакта, Н/кН;
Для грузовых тепловозов удельная нагрузка лежит в пределах от 100 до 120 Н/мм т. е:
Р=100-120, Н/мм;
Принимаю: Р=110 Н/мм;
Дк>230000/2 110=1045 мм;
Наиболее близким по значению является диаметр Дк=1050 мм. Условие Дк>2П/2Р-выполняется-1050мм>1045мм.
Принимаю: Дк=1050 мм.
1.3.Служебная масса локомотива:
Мсл=Муд Ne, кг;
Мсл=62,2 2250=140000 кг(1-а секция);
Мсл=140000 2=280000 кг(2-е секции).
Служебная масса тепловозов находится в интервале 120-150 т;
Принимаю: Мсл=140 т(140000 кг-1-а секция,280000 кг-2-е секции -280 т);
1.4.Определение удельной массы локомотива:
Муд=Мсл/Ne,кг/кВт;
Мсл-служебная масса локомотива, кг;Ne-эффективная мощность тепловоза, кВт;
Мсл=140000 кг;Ne=2250 кВт;
Муд=140000/2250=62,2 кг/кВт(1-а секция);
Муд=62,2 2=124,4 кг/кВт(2-е секции).
1.5.Определение удельного веса локомотива:
Руд=Мсл g/1000 Ne,кН/кВт;
Руд=Муд g/1000,кН/кВт;
g-ускорение свободного падения,м/с²;g=9.81 м/с²; 1000-переводной коэффициент;
Руд=140000 9,81/1000 2250=0,61 кН/кВт(1-а секция);
Руд=62,2 9,81/1000=0,61 кН/кВт(1-а секция).
Руд=0,61 2=1,22 кН/кВт(2-е секции).
1.6.Служебный вес локомотива:
Рсл=Муд Ne,кН; Рсл=Мсл g ,кН;
Рсл=0,61 2250=1374 кН; Рсл=140000 9,81=1374 кН(1-а секция);
Рсл=1374 2=2748 кН(2-е секции).
1.7.Число осей локомотива:
Nос=Рсл/2П, шт.
N=1374/230=5,97=6 осей (1-а секция);
N=6 2=12 осей (2-е секции).
1.8.Чило секций тепловоза:
В данной курсовом проекте принимается число секций тепловоза равный 2.
1.9.Осевая формула тепловоза:
2 (3о-3о).
1.10.Длинна тепловоза:
а)По осям автосцепок: L = Ne (14-0,0025 Ne)/1000, м;
б)Секции: Lск=Ne l уд/1000, м;
в) Удельная длинна: l уд= L/ Ne, мм/кВт;
в) База тепловоза: Lo=(0.5-0.55) Lск, м;
Для 1-ой секции тепловоза:
L =2250(14-0,0025 2250)/1000=18,845 м;
Lск=2250 8,375/1000=18,845 м;
L уд=18845/2250=8,375 мм/кВт;
Для 2-х секций:
L =18,845 2=37,69 м;
Lск=18,845 2=37,69 м;
L уд=8,375 2=16,75 мм/кВт;
Lo=9,42 2=18,84 м.
1.11.Габарит: 1-Т.
1.12.Сцепной вес тепловоза:
Рсц> Fk/ Ψсц ηсц, кН;
ηсц-КПД контакта типа «Колесо-рельс»;ηсц=0,78-0,88;(0,88);
Ψсц-коэффициент сцепления;
Ψсц=0,118+5/27,5+Vp;
Ψсц=0,118+5/27,5+25=0,213;
Рсц=Nсекц 2П Nос, кН;
Рсц= 1 230 6=1380 кН (1-а секция);
Рсц=2 1380=2760 кН (2-е секции);
2760>472/0,213 0,88;2760<2518;
Условие Рсц> Fk/ Ψсц ηсц-выполняется-2760кН>2518кН.
1.13.Расчетная скорость тепловоза:
Для грузовых тепловозов расчетные скорости лежат в интервале от24,5 км/ч до 27 км/ч;
Принимаю: Vp=25 км/ч.
1.14.Расчетная сила тяги:
Fk< Рсц Ψсц hсц,кН;
Fk=3,6 Nk/Vp=3.6 Ne φп/Vp,кН;
Nk-касательная мощность тепловоза,кВт;Ne-эффективная мощностьтепловоза,кВт;Vp-расчетная скорость тепловоза,км/ч;φп-коэффициент использования мощности дизеля для тяги;
φп=ηтг ηву ηтэд ηзп (1-ΣNвсп/Nе)=ηтг ηву ηтэд ηзпβ;
β – коэффициент расхода на вспомогательные нужды;
φп – в пределах 0,7-0,75; β –в пределах 0,88-0,92;
ηтг, ηву, ηтэд, ηзп-КПД тягового генератора, выпрямительной установки, тягового электродвигателя, осевого зубчатого редуктора (передачи);
φп=0,95 0,97 0,9 0,985 0,89=0,73;
Fk=3,6 2250 0,73/25=236 кН(1-а секция);
Fk=2 236=472 кН(2-е секции);
472<2760 0,213 0,88;472<517;
Условие Fk< Рсц Ψсц hсц - выполняется-472кН<517кН.
1.15.Касательная мощность тепловоза (2-е секции):
Nk=Fk Vp/3,6,кН;
1.16.Коэффициент тяги (2-е секции):
Ψт= Fk/ Рсц;
Ψт=472/2760=0,17.
1.17.Удельная сила тяги на расчетном режиме (2-е секции):
fуд= Fk/ Ne,Н/кВт;
fуд=472/2250 2=0,104 Н/кВт.
1.18.Диапазон экономичной работы тепловоза по внешней характеристике:
δ=Vk/Vpac;
δ=120/25=4,8.
1.19.Коэффициент полезного действия КПД тепловоза (1-а секция):
ηт= Nk/Qт= Neφп/Вч Hu/3600=Ne φп/(ge/ Ne)/3600 Hu=(3600/geHu) φп;
Nk= Neφп, кВт;
Hu=42500; ge=0,208;
Nk=2250 2 0,73=3270 кВт;
ηт=(3600/0,208 42500) 0,73=0,297.
Основные технические характеристики.
Дизель V-образный с газотурбинным наддувом, охлаждением наддувочного воздуха и клапанным распределением.16 –и цилиндровый мощностью 2250кВт и частотой вращения 1000об/мин. Блок цилиндров сварно-литой стальной, укреплен на общей с генератором поддизельной раме, установленной на резиновых амортизаторах. Коленчатый вал стальной с противовесами, силиконовым демпфером и маятниковым антивибратором. Шатуны из легированной стали прицепного типа. Прицепной шатун прикреплен болтами к пальцу, установленному в подшипниках проушин главного шатуна. В поршневых головках шатунов запрессованы стальные втулки, залитые свинцовистой бронзой. Шатунные и коренные подшипники стальные тонкостенные с заливкой бронзой и приработочным покрытием. Поршни составные (головка из жаропрочной стали, тронк из алюминиевого сплава), имеют 3-и компрессионных хромированных кольца и 2-а маслосъемных кольца. Крышки цилиндров, охлаждаемые водой, из высокопрочного чугуна, имеют седла клапанов из жаропрочной стали. Выпускные и впускные клапаны имеют азотированные стержни и упрочняющую наплавку фасок. Втулки цилиндров чугунные, с водяной рубашкой. Выпускные коллекторы имеют водяное охлаждение.
1. Завод-Коломенский тепловозостроительный.
2. Дизель-1А-5Д49(тип Д 49).
3. ГОСТ4393-82-16ЧН26/26.
4. Тепловоз-2ТЭ116.
5. Число цилиндров-16.
6. Расположение цилиндров-V-образное.
7. Мощность-2250кВт (л.с).
8. Давление наддувочного воздуха-0,235 МПа.
9. Турбокомпрессор-6ТК.
10. Частота вращения коленчатого вала-max1000об/мин,min350об/мин.
11. Диаметр цилиндра-260 мм.
12. Ход поршня-260 мм.
13. Объем цилиндров-220,8 л.
14. Литровая мощность-13,3 кВт/л.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.