4. Расчет экипажной части проектного тепловоза
4.1 Расчет сил, действующих в тяговом приводе при реализации сил тяги
Исходные данные:
Осевая сила тяги при трогании:
![]()
- коэффициент сцепления колеса с
рельсом ![]()
![]()
Характеристики тягового зубчатого редуктора (ТЗР)
- передаточное отношение;
- диаметр делительный окружности
шестерни;
- централь.
Расчет сил, действующих в колесно-редукторном блоке тягового привода.

Рис. 4.1.1 Силы действующие на КРБ
Момент на колесной паре:


Момент на валу ТЭД:


Реактивный момент на статоре ТЭД:
![]()
- сила в зацеплении действующая на
большое зубчатое колесо;
- сила в зацеплении действующая на
шестерню.


1.
Перенесем в точку
две силы
. Пара сил
на плече
образует
вращающий момент на колесной паре.
2.
Перенесем в точку
две силы
. Пара сил
на
плече
образует момент сопротивления
вращению шестерни.
3.
Пара сил
и
образуют
на плече ![]()
Момент,
который стремится повернуть остов
ТЭД в направлении противоположном направлению вращения колесной пары.
![]()
![]()

где
- база подвешивания тягового зубчатого
редуктора


Рис. 4.1.2 Силы и моменты, действующие на КРБ
4.2 Расчет статического коэффициента использования сцепного веса тепловоза
Статический коэффициент использования сцепного веса зависит от конструкции экипажной части.
Для тепловоза с одноступенчатым, сбалансированным рессорным подвешиванием и тяговым приводом второго класса:
1. На каждую ось от колесно-редукторного блока действует сила DР – изменение необрессоренной нагрузки на колесную пару. Такая же по величине, но противоположная по направлению сила действует на реактивную подвеску тягового зубчатого редуктора к раме тележки.
Схема сил, действующих при движении тепловоза

Рис. 4.2.1
2. Момент на надрессорном строении локомотива
а) момент от сил в реактивных подвесках тягового зубчатого редуктора:

б) момент от силы тяги на автосцепке:

где Fc – сила реакции от состава, кН
в) результирующий момент:
3. Изменение обрессоренной нагрузки на тележки
Заменяем результирующий момент М парой сил DРт:
4. Изменение обрессоренной нагрузки на оси колесных пар
Т.к. в рессорном подвешивании имеется балансир, то считаем, что измененная обрессоренная нагрузка тележек передается на сои колесных пар равномерно, тогда:
5. Фактические нагрузки на оси колесных пар:
Схема фактических нагрузок на оси колесных пар

Рис. 4.2.2
![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:


6. Статический коэффициент использования веса локомотива:
![]()
где КРМО
– коэффициент, учитывающий установку между кузовом и тележками
резинометаллических опор, ![]()
4.3 Геометрическое вписывание тепловоза в кривую заданного радиуса.

Рис.4.3.1 Зазор между гребнями колес и внутренними гранями головок рельса
![]()
![]()
![]()
Уширение рельсовой колеи в кривых:
Если радиус кривой
то ![]()
Если радиус кривой
то ![]()
Если радиус кривой
то ![]()
Суммарный рельсовый зазор:
![]()
Построение параболической диаграммы.
При построении диаграммы изображают внутренние грани головок рельса, а расстояние между ними принимают равным рельсовому зазору.
Масштабы:
-
по оси х :
;
-
по оси у : 

Рис.4.3.2 Параболические кривые вписывания
-
координата наружного рельса;
-
координата внутреннего рельса;
![]()

Таблица 4.3.1
|
x, мм |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
|
ун, мм |
2,6 |
10,5 |
23,7 |
42,1 |
65,8 |
94,7 |
128,9 |
168,4 |
213,2 |
|
ув, мм |
17,1 |
25 |
38,2 |
56,6 |
80,3 |
109,2 |
143,4 |
182,9 |
227,7 |
Вписывание в кривую.
Экипаж локомотива
изображается с уменьшением линейных размеров, то есть в масштабе
и
.
На диаграмме тележка изображается одной прямой линией представляющей горизонтальный след совмещения плоскостей наружных граней гребней колеса.
![]()


Если тепловоз не проходит кривую заданного радиуса, тот необходимо определить значение требуемого свободного поперечного разбега средних осей в тележках:
5. Технические характеристики спроектированного тепловоза
5.1 РАСЧЕТ И АНАЛИЗ УДЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА
Удельные параметры проектного тепловоза
Таблица 5.1.1
|
№ п/п |
Параметры |
Тепловоз ТЭ-121 |
Проектный тепловоз |
|
1 |
Удельная масса
|
51,02 |
52,3 |
|
2 |
Служебная масса
|
150 |
149 |
|
3 |
Мощность
|
2942 |
2802 |
|
4 |
Касательная
мощность
|
2206,5 |
2101,5 |
|
5 |
Осевая мощность
|
490 |
467 |
|
6 |
Касательная
сила тяги
|
294 |
291 |
|
7 |
|
100 |
104 |
|
8 |
Расчетная
скорость
|
27 |
26 |
|
9 |
Осевая сила
тяги
|
49 |
48,5 |
|
10 |
Коэффициент
тяги
|
0,2 |
0,199 |
|
11 |
Статический
коэффициент использования сцепного веса,
|
0,92 |
0,92 |
|
12 |
Коэффициент
полезного использования мощности дизеля для тяги,
|
0,75 |
0,75 |
|
13 |
Коэффициент
отбора мощности на привод вспомогательного оборудования,
|
-------- |
0,096 |
|
14 |
К. п. д. тепловоза на номинальном режиме:
|
0,302 0,403 |
0,302 0,403 |
5.2 РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ТЯГОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОВОЗА
1. Сила тяги по сцеплению:
,
кН (5.1)
где
- расчетный коэффициент сцепления колес локомотива с
рельсами
а) Серийный тепловоз:
(5.2)
б) Прототип:
(5.3)
Значения силы тяги при ограничении по сцеплению.
Таблица 5.2.1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.