Следовательно, любая общественная формация для своего функционирования и развития нуждается в определенных социальных силах. При этом, как показывает исторический опыт, классовые силы, выступающие основой данной формации, не могут осуществить пе-
* Чтобы удовлетворить элементарные потребности населения беднейших стран, мировому сообществу нужно увеличить совокупное производство в 12—15 раз. Но такую колоссальную яа-
реход к новой общественной формации. Такие силы возникают в процессе развитая этой формации.
В нашей литературе не различались противоречия и социальные силы, имманентно присущие данному строю, и противоречия и социальные силы, которые обеспечивают переход к новому. Однако такое различение целесообразно, так как оно характерно для развития общества как в прошлое, так и в настоящее время.
Жизнь
показала, что наличие основного противоре
чия капиталистического строя не помешало ему со
здать могучие производительные силы, осуществить
научно-техническую революцию и функционировать
ряд столетий. Более того, подобно тому как буржуа
зия устранила с исторической арены крестьянство, так
капиталистический строй ведет к устранению проле
тариата, по крайней мере к сокращению его численно
сти путем внедрения роботизации, компьютеризации
и т. д.
Нельзя ли на основании исторического опыта сделать вывод, что противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения — между трудом и капиталом, между империализмом и зависимыми странами, между самими империалистическими странами —это противоречия, органически присущие капиталистическому строю, без которых он существовать и функционировать не может? Они выступают движущей силой его развития. Свидетельствуя об ограниченности этого строя и неизбежности его гибели, они тем не менее не могут сами по себе выступить основой революционного перехода этого строя в новое качество. Иными словами, капиталистическая формация не только не отрицает, но, напротив, подтверждает опыт прежних общественных формаций: для ее гибели и перехода к новому строю необходимы и новые противоречия, и новые социальные силы, которые вызревают в ее недрах. Теперь, пожалуй, можно дать ответ на вопрос, поставленный в заглавии настоящей книги: что же такое социализм?
Социализм — это прежде всего идеал, нашедший свое выражение в теории социализма, которая ныне овладела многомиллионными народными массами во всех странах мира. Социализм — это и реальное движение трудящихся за улучшение условий своей жизни
выражение в Прогрессивных организациях и движениях, действующих в современной цивилизации.
Наконец, социализм — это общество, основанное на Подлинной свободе, равенстве и справедливости, которое придет на смену капитализму и нынешнему строю, утвержденному в СССР и ряде стран Востока, когда общество перейдет к научно-технологической цивилизации.
Опыт стран,
вставших на путь созидания нового
строя, показал, что промышленное развитие может
осуществляться и на основе государственной собст
венности. До последнего времени советское общество
рассматривалось как общество социалистическое, в
котором воплотились идеи Маркса, Энгельса, Ленина
о социализме. Однако степень развития производства,
состояние базиса и надстройки, которые господствуют
в этих странах, не дают основания считать построен
ное в них общество первой фазой коммунистической
формации. Г
Для этого необходимы более развитые производительные силы, более совершенные общественные отношения, широкая демократия, высокий уровень общественного сознания и т. д.
исторического на существующ] свяаи не может ство мы посто |
Как известно, В. И. Ленин после гражданской войны писал о необходимости коренной перемены всей точки Зрения нашей на социализм. Может быть, и в настоящее время, исходя из практики и имеющегося тыта, следует критически посмотреть г представления о Социализме? В этой нe возникнуть вопрос: какое же общены построили? Либо социализм только таким и может быть, каким он предстал в яащей стране и ряде других стран, либо мы без достаточных на то основа-
ЛЮБОВЬ К СОЦИАЛИЗМУ МЕШАЕТ ПОЛЮБИТЬ РЫНОК
Глава 28
ЛЮДИ СЧИТАЮТ: КАПИТАЛИЗМ ЭФФЕКТИВНЕЕ,
НО СОЦИАЛИЗМ СПРАВЕДЛИВЕЕ*
Еще в сравнительно недавнем прошлом простому советскому человеку было очевидно, что он живет при социализме. И тем не менее ответить на вопрос, что же из себя представлял этот социализм, людям было не так-то просто. Ведь для большинства людей глубинное устройство системы как бы не существует. Люди более или менее знают реальные условия, которые их окружают, но очень слабо - те связи, механизмы, зависимости, которые стоят за повседневными событиями их жизни. Поэтому, изучая отношение людей к социализму мы задавали не один, а сразу три вопроса: 1) какая социальная система была в СССР, какова ее политическая и экономическая природа 2) как относится к этой системе большинство населения страны и 3) как люди относились к идее социализма.
Реально это отношение было неоднозначным. С одной стороны, многие поколения советских людей, родившиеся и выросшие в обществе, называвшемся социализмом, срослись с ним. Они были советскими людьми не потому, что их так называли, а потому, что были воспитаны этим строем, впитали его дух. Люди были полностью адаптированы к тем реальным общественным отношениям, которые сформировались в СССР, как бы не называли их ученые - социализмом, коммунизмом, тоталитаризмом или еще как-нибудь. Другое дело - отношение населения к официальной идеологии КПСС. Хотя за пассивностью работников в сфере труда, за равнодушием к хозяйственным инновациям конца 80-х годов стояло ослабление действенности этой идеологии, переставшей выполнять мобилизующую роль и больше не способной подогревать трудовой энтузиазм, но это отнюдь не всегда означает отрицание социалистической идеи, несогласие с ней.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.