материально-производственная основа общества (производительные силы, экономический базис, надстройка) достигает такой степени развития, при которой получает простор всестороннее проявление законов социальной жизни; в результате люди могут развиваться в соответствии с заложенными в них объективными социально-природными потенциями; развитие личности определяется уже не только социальными условиями, но прежде всего ее естественными качествами, которые при отсутствии материальных или социальных преград получают возможность для всестороннего совершенствования;
социальные условия, соответствуя естественным качествам индивидов, перестанут их подавлять и деформировать;
социальные законы окончательно потеряют животную форму проявления и обретут свой подлинный вид*. Таким образом, лишь при коммунизме человечество начинает жить на основе им самим созданных условий.
* Конечно, определенное несоответствие между требованиями естественных основ и теми или иными конкретными формами социальных компонентов будет иметь место в обществе на всех этапах развития, в том числе и в период коммунизма. Но там будут отсутствовать конфликты между социальными условиями и коренными естественными тенденциями социальной жизни.
73
Для досоциалистической истории общественной жизни характерен глубочайший конфликт между ее социальными компонентами и коренными естественными требованиями, которые либо не находили адекватного удовлетворения в социальных условиях, либо удовлетворялись лишь частично. На всем протяжении досоциалистической истории материально-производственные компоненты соответствовали естественным компонентам общественной жизни лишь в меру достигнутого уровня развития производительных сил. Общество, по крайней мере его подавляющая часть, испытывало, острый недостаток в самом необходимом, а нередко не могло удовлетворить даже элементарные жизненные потребности. Не случайно Ф. Энгельс писал: «Недопотребление масс есть необходимое условие всех основанных на эксплуатации форм общества...»3
Что касается взаимосвязи общества и природы, то на всех предшествующих этапах развития она характеризовалась острым противоречием и даже конфликтностью. Если до последнего времени этот конфликт был связан с низким уровнем развития производительных сил и человек зависел от капризов природы, то теперь этот конфликт возник из-за высокого уровня производства, развитие которого породило глобальные проблемы и опасность гибели человеческой цивилизации.
Социализм возможен лишь при определенных социальных условиях:
в области материально-производственной — достижение уровня производительности труда, обеспечивающего переход к научно-технологическому способу производства. Последний будет находиться в гармонии как с человеком, так и с окружающей природой. «...Историческое назначение капитала будет выполнено тогда... когда прекратится такой труд, при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя, для человека»4.
В области экономической — утверждение общественной собственности и в городе, и в деревне, причем обобществленной не формально-юридически, а на деле поставленной на службу человеку и исключающей какое бы то ни было ущемление человеческой личности; наличие плановой экономики, преодоление отчуждения, товарного производства и закона стоимости не только в сфере обращения, но и в сфере труда; гошод-
74
ство социалистического принципа: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Это должна быть в подлинном смысле слова нравственная экономика, т. е. экономика, направленная на обслуживание человека и его растущих потребностей.
В области социальной — бесклассовое общество, где будут преодолены также, существенные различия между городом и деревней, людьми умственного и физического труда*, утвердится подлинное социальное равенство и справедливость.
В области политической — господство подлинно социалистической демократии, утверждение самоуправления народа, обеспечение личности свободы выбора; человек становится целью развития истории.
В области духовной — господство нравственных отношений, основанных на свободе личности, плюрализме мнений и подлинной справедливости.
Следовательно, социализм — это общество, где человек может получать все необходимое не только в зависимости от достигнутого уровня производства, от характера владения собственностью, но и в соответствии со своим трудовым вкладом по научно обоснованным нормам.
Это найдет концентрированное выражение в оптимальном росте населения и продолжительности жизни человека, в здоровом образе жизни людей, при котором получат свободное развитие социальные качества личности. Одним словом, социальный критерий социализма, в основе которого лежит человеческое измерение, нe противостоит производственному критерию, а включает его в себя в качестве одного из основных и составляющих. Разница лишь в том, что в одном случае в качестве критерия социализма выступает собственность или способ производства материальных благ, а в другом — человек, степень его развития на основе
* По нашему мнению, существование даже пелнтагонистпческих по своей природе классов несовместимо с социализмом как первой фазой коммунистической формации.. В самом деле, наличие классов в обществе означает, что социальные условия еще не адекватны способу производства собственной жизни, в результате чего общество не может обеспечить потребности всех в соответствии с научно обоснованными нормами. Более того, классовые отношения означают, что различные группы индивидов еще находятся в неравном социальном положении. Л это как раз и свидстельствует о несоответствии между социальными и природными компонентами общественной жизни.
|75
достигнутого в основном соответствия между способом производства материальных благ и способом производства собственной жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.