Критерии социализма, условия перехода к нему, страница 5

Заметим, что первая (низшая) фаза коммунизма существенным образом отличается от его высшей фазы, где не только в основном, но и окончательно преодолевается несоответствие между компонентами общественной жизни, в результате чего общество мо­жет распределять продукты труда по потребностям*.

Следовательно, степень социалистичности тех или иных общественных порядков состоит в том, насколько они обеспечивают превращение человека в цель обще­ственного развития, так как это один из основных при­знаков социалистического и коммунистического строя.

Создает ли промышленная цивилизация условия для перехода к коммунистической формации?

Классики марксизма полагали, что в условиях про­мышленного развития на базе машинной технологии можно будет перейти к новой, коммунистической фор­мации. Это и предопределило представления о победе именно социалистической революции в России, Китае и других странах, а также об утверждении первой фа­зы коммунистической формации в СССР и ряде других стран.

Однако практика показывает, что на промышлен­ной основе, по всей вероятности, невозможна комму­нистическая организация общественной жизни. Дело в том, что промышленная цивилизация основана на ма­шинной технологии. А машина хотя и может произво­дить энергию, совершать различные операции, заме­няющие усилия человека, но она принципиально ли­шена способности к самонастройке и саморегулирова­нию. Это значит, что и при машинной технологии чело­век не выключен из непосредственного процесса про­изводства, а продолжает оставаться одним из непре­менных агентов и своеобразным придатком производ­ственного процесса. Следовательно, он не может сво­бодно осуществлять естественную потребность тру­диться в соответствии со своими способностями.

Помимо чисто технологических причин, связанных с машинной технологией, превращение человека в главную цель общества невозможно также в силу эко-

* Когда говорится о полной адекватности социальных усло­вий человеческому потенциалу общества, то нельзя его путать с абсолютным соответствием,' которое в  принципе  недостижимо

76

 комических причин. На базе машинной технологии об­щество едва ли может обеспечить изобилие; человек, как и прежде, вынужден отдавать либо определенному классу, либо в фонд государства не только прибавоч­ный, но и значительную часть необходимого труда, что тормозит его всестороннее развитие. Чтобы преодолеть это, нужно перейти на более высокий, технологический уровень. Возникает, следовательно, еще одно противо­речие — между необходимостью обеспечения всех сна­чала по труду, а затем и по потребностям и невозмож­ностью достижения этого в рамках современной тех­нологии. Следует также учитывать, что дальнейшее со­вершенствование промышленной технологии обостряет противоречия между обществом и природой. Примене­ние современных технологий сопровождается загряз­нением окружающей среды, ведет к истощению при­родных богатств, угрожает жизни самого человека.

Современное развитие поставило человечество пе­ред дилеммой: либо осуществление назревшего прин­ципа «от каждого — по способностям, каждому — по труду», а затем и по потребностям (что, как мы видим, невозможно при нынешней технологии), либо развитие этой технологии, угрожающей среде обитания челове­ческого общества, а тем самым и существованию его. А между тем коммунизм предполагает гармонию не только внутри общества, но и общества с природой. Таким образом, подобно прежним технологическим и общественным структурам, промышленная цивилиза­ция вступает в противоречие с окружающей средой, но если раньше это был результат недостатка в развитии орудий труда, то теперь это результат их избытка.

Для подтверждения предположения о невозможно­сти в рамках промышленной технологии перейти к со­циалистическим и коммунистическим отношениям при­ведем еще один аргумент. Вопреки ожиданиям капита­листический строй продолжает развиваться, причем не только вглубь, но и вширь. В то же время не секрет, что в недавнем прошлом теоретики и практики исхо­дили из того, что капитализм в силу его реакционно­сти и дряхлости не включит в свою орбиту население освободившихся стран, что эти страны в подавляю­щем большинстве отвергнут капитализм и встанут на некапиталистический путь развития. Однако эти ожи­дания не оправдались. Из 169 освободившихся стран лишь несколько пошли по пути социалистической орн-

77


ентацни, а остальные избрали путь капиталистического развития.

Нужно также учитывать, что обеспечить преобра­зование всего человечества на основе современной ци­вилизации трудно, так как это не только заняло бы слишком длительный период, но и неизбежно привело 'бы к обострению глобальных проблем и гибели дости­жений человеческой культуры*. Таким образом, нали­цо еще одно    противоречие   глобального порядка — Между необходимостью   преодоления   экономической Отсталости большинства   человечества   и   невозмож­ностью достижения этого при машинной технологии. Как на основе собирательства невозможен эксплуата­торский   строй,   а на базе земледелия — капитализм, так на основе промышленной технологии нельзя перей­ти х коммунизму. Необходимо, чтобы в недрах преж­него строя созрели новые противоречия и соответст­вующие социальные силы, способные осуществить та­лой переход.

Исторический опыт показывает, что переход к но­вому способу производства совершался на основе про­тиворечий, которые зрели в рамках прежнего строя. Противоречия прежней формации оказывалл побоч­ные влияния в процессе такого перехода. Аналогично обстояло дело и с движущими силами революционного перехода   к новому,   более высокому общественному строю. Эти движущие силы, или во всяком случае ос­новная сила коренных общественных преобразований, не существовали в недрах старого строя с момента его возникновения, а вызревали по мере того, как он ук­реплялся и развивался. В самом деле, не рабы осуще­ствили утверждение феодального строя и не крепост­ные крестьяне — капиталистического. В первом случае это сделали    феодальные сеньоры, опиравшиеся  на трудовые массы, а во втором — буржуазия.