Заметим, что первая (низшая) фаза коммунизма существенным образом отличается от его высшей фазы, где не только в основном, но и окончательно преодолевается несоответствие между компонентами общественной жизни, в результате чего общество может распределять продукты труда по потребностям*.
Следовательно, степень социалистичности тех или иных общественных порядков состоит в том, насколько они обеспечивают превращение человека в цель общественного развития, так как это один из основных признаков социалистического и коммунистического строя.
Создает ли промышленная цивилизация условия для перехода к коммунистической формации?
Классики марксизма полагали, что в условиях промышленного развития на базе машинной технологии можно будет перейти к новой, коммунистической формации. Это и предопределило представления о победе именно социалистической революции в России, Китае и других странах, а также об утверждении первой фазы коммунистической формации в СССР и ряде других стран.
Однако практика показывает, что на промышленной основе, по всей вероятности, невозможна коммунистическая организация общественной жизни. Дело в том, что промышленная цивилизация основана на машинной технологии. А машина хотя и может производить энергию, совершать различные операции, заменяющие усилия человека, но она принципиально лишена способности к самонастройке и саморегулированию. Это значит, что и при машинной технологии человек не выключен из непосредственного процесса производства, а продолжает оставаться одним из непременных агентов и своеобразным придатком производственного процесса. Следовательно, он не может свободно осуществлять естественную потребность трудиться в соответствии со своими способностями.
Помимо чисто технологических причин, связанных с машинной технологией, превращение человека в главную цель общества невозможно также в силу эко-
* Когда говорится о полной адекватности социальных условий человеческому потенциалу общества, то нельзя его путать с абсолютным соответствием,' которое в принципе недостижимо
76
комических причин. На базе машинной технологии общество едва ли может обеспечить изобилие; человек, как и прежде, вынужден отдавать либо определенному классу, либо в фонд государства не только прибавочный, но и значительную часть необходимого труда, что тормозит его всестороннее развитие. Чтобы преодолеть это, нужно перейти на более высокий, технологический уровень. Возникает, следовательно, еще одно противоречие — между необходимостью обеспечения всех сначала по труду, а затем и по потребностям и невозможностью достижения этого в рамках современной технологии. Следует также учитывать, что дальнейшее совершенствование промышленной технологии обостряет противоречия между обществом и природой. Применение современных технологий сопровождается загрязнением окружающей среды, ведет к истощению природных богатств, угрожает жизни самого человека.
Современное развитие поставило человечество перед дилеммой: либо осуществление назревшего принципа «от каждого — по способностям, каждому — по труду», а затем и по потребностям (что, как мы видим, невозможно при нынешней технологии), либо развитие этой технологии, угрожающей среде обитания человеческого общества, а тем самым и существованию его. А между тем коммунизм предполагает гармонию не только внутри общества, но и общества с природой. Таким образом, подобно прежним технологическим и общественным структурам, промышленная цивилизация вступает в противоречие с окружающей средой, но если раньше это был результат недостатка в развитии орудий труда, то теперь это результат их избытка.
Для подтверждения предположения о невозможности в рамках промышленной технологии перейти к социалистическим и коммунистическим отношениям приведем еще один аргумент. Вопреки ожиданиям капиталистический строй продолжает развиваться, причем не только вглубь, но и вширь. В то же время не секрет, что в недавнем прошлом теоретики и практики исходили из того, что капитализм в силу его реакционности и дряхлости не включит в свою орбиту население освободившихся стран, что эти страны в подавляющем большинстве отвергнут капитализм и встанут на некапиталистический путь развития. Однако эти ожидания не оправдались. Из 169 освободившихся стран лишь несколько пошли по пути социалистической орн-
77
ентацни, а остальные избрали путь капиталистического развития.
Нужно также учитывать, что обеспечить преобразование всего человечества на основе современной цивилизации трудно, так как это не только заняло бы слишком длительный период, но и неизбежно привело 'бы к обострению глобальных проблем и гибели достижений человеческой культуры*. Таким образом, налицо еще одно противоречие глобального порядка — Между необходимостью преодоления экономической Отсталости большинства человечества и невозможностью достижения этого при машинной технологии. Как на основе собирательства невозможен эксплуататорский строй, а на базе земледелия — капитализм, так на основе промышленной технологии нельзя перейти х коммунизму. Необходимо, чтобы в недрах прежнего строя созрели новые противоречия и соответствующие социальные силы, способные осуществить талой переход.
Исторический опыт показывает, что переход к новому способу производства совершался на основе противоречий, которые зрели в рамках прежнего строя. Противоречия прежней формации оказывалл побочные влияния в процессе такого перехода. Аналогично обстояло дело и с движущими силами революционного перехода к новому, более высокому общественному строю. Эти движущие силы, или во всяком случае основная сила коренных общественных преобразований, не существовали в недрах старого строя с момента его возникновения, а вызревали по мере того, как он укреплялся и развивался. В самом деле, не рабы осуществили утверждение феодального строя и не крепостные крестьяне — капиталистического. В первом случае это сделали феодальные сеньоры, опиравшиеся на трудовые массы, а во втором — буржуазия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.