Критерии социализма, условия перехода к нему, страница 3

* В этой связи не может не вызвать интерес замечание Дж. Гэлбрента. Он пишет: «Вам, коммунистам, нельзя продол­жать пользоваться старыми мерками. Следует ставить вопрос не столько о производительных силах, сколько о социальной сфере. Крупные изменения в системе капитализма, обусловив­шие его выживание в не предсказанной Марксом форме, не являются технологическими» (Гэлбрейт Дж. К. Плюсы и минусы общества потреблсния//Проблемы мира и социализма. 1989. № 11. С. 58).

70

возможных способах производства. С развитием чело­века расширяется это царство естественной необходи­мости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллек­тивный человек, ассоциированные производители ра­ционально регулируют этот свой обмен веществ с при­родой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая си­ла; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой приро­ды и адекватных ей»2.

Из приведенного высказывания К. Маркса можно сделать вывод, что в основе исторического процесса, в том числе и формационных ступеней, в конечном счете лежит закон соответствия способа производства мате­риальных благ способу производства собственной жиз­ни, или, проще говоря, закон соответствия производст­ва вещей производству людей, социальных условий — природе человека. Именно этот закон прокладывает себе дорогу на протяжении человеческой истории. Вме­сте с тем необходимо также единство и гармоническое соответствие способа производства вещей и способа производства людей природной среде того или иного общества, т. е. единство и гармония между всеми ком­понентами общественной структуры.

Это обусловлено в конечном счете тем, что для ут­верждения подлинного человеческого общежития (подлинной истории) необходима, как уже отмеча­лось, адекватность социальных условий человеческому компоненту общественной жизни, причем эти условия включают и созданные обществом в процессе его исто­рической деятельности (искусственные), и заключен­ные в окружающей природе (естественные). В соответ­ствии с этим переход к социализму становится объек­тивно необходимым и возможным лишь тогда, когда, с одной стороны, назревает конфликтная ситуация между различными компонентами способа производ­ства общественной жизни, а с другой — складываются материальные предпосылки для ее разрешения.

Ступени становления и проявления закона соответ­ствия—это в конечном счете ступени утверждения ос­новных принципов человеческого общежития, в част­ности первобытного, антагонистического   и   комму

71


стического обществ. Из этого же закона следует об­щий .критерий общественного прогресса и критерий формационных ступеней общества.

Конечно, переход к новому общественному строю сопровождается обострением конфликта между произ­водительными силами   и   производственными отноше­ниями. Однако характер и чередование общественных формаций определяются в конечном счете более фун­даментальным   конфликтом —.между   социальными и природными компонентами общественной жизни в це­лом. Ведь способ производства общественной жизни, в частности соотношение между его социальными и при­родными компонентами, лежит в основе развития че­ловеческой цивилизации и ее конкретных этапов.  Он же обусловливает определенный способ производства материальных  благ,  позволяет практически  реализо­вать   общечеловеческие ценности,    придавая им кон­кретно-историческое содержание    и    специфику. Так возникают определенные ступени в развитии общест­ва, называемые общественно-экономическими форма­циями.

При этом следует учитывать региональные разно­видности способа производства общественной жизни, например азиатский способ производства с характер­ными 'для него общественными структурами. Посколь­ку смена способов производства материальных благ и соответствующих общественных формаций совершает­ся в рамках определенного способа производства об­щественной жизни,    то общечеловеческие    ценности, Возникшие на основе предпосылок коренного порядка, Изменяют лишь форму. Из закона соответствия спосо­ба производства  материальных благ способу произ­водства собственной жизни, точнее,  из  соотношения между ними вытекают в конечном счете экономиче­ские, социальные,    политические и духовные общест­венные процессы. От соотношения социальных и при­родных компонентов   зависит   определенный уровень развития материального производства у разных наро­дов; характер господствующих экономических отноше­ний, социальной структуры, Политического строя и об­щественного сознания; цикличность развития, т. е. пе­риоды между полосами подъема   или   замедленного развития тех Или иных народов и государств. Способ производства общественной жизни и характер соотно­шения между его компонентами,' по нашему мнению,

72

может быть взят в качестве критерия прогресса' обще­ства и его перехода от классово антагонистического к коммунистическому, а следовательно, и от капитализ­ма к социализму. Лишь при таком подходе учитывают­ся не только орудия труда, но и человеческий компо­нент общественной жизни, а равно и его отношения с природой.

Сущность предшествующей истории состояла в том, что, как писал К. Маркс, люди еще созидали условия своей социальной жизни, но не начали жить на основе созданных условий. Это означает, что способ произ­водства собственной жизни   (производство людей)   и способ [производства материальных благ (производст­во вещей) находились в антагонистических отношени­ях. Наступление коммунистической цивилизации озна­чает, что здесь впервые между способом производства материальных благ и способом производства собствен­ной жизни исчезает антагонизм и наступает состояние адекватности, соответствия: