* В этой связи не может не вызвать интерес замечание Дж. Гэлбрента. Он пишет: «Вам, коммунистам, нельзя продолжать пользоваться старыми мерками. Следует ставить вопрос не столько о производительных силах, сколько о социальной сфере. Крупные изменения в системе капитализма, обусловившие его выживание в не предсказанной Марксом форме, не являются технологическими» (Гэлбрейт Дж. К. Плюсы и минусы общества потреблсния//Проблемы мира и социализма. 1989. № 11. С. 58).
70
возможных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей»2.
Из приведенного высказывания К. Маркса можно сделать вывод, что в основе исторического процесса, в том числе и формационных ступеней, в конечном счете лежит закон соответствия способа производства материальных благ способу производства собственной жизни, или, проще говоря, закон соответствия производства вещей производству людей, социальных условий — природе человека. Именно этот закон прокладывает себе дорогу на протяжении человеческой истории. Вместе с тем необходимо также единство и гармоническое соответствие способа производства вещей и способа производства людей природной среде того или иного общества, т. е. единство и гармония между всеми компонентами общественной структуры.
Это обусловлено в конечном счете тем, что для утверждения подлинного человеческого общежития (подлинной истории) необходима, как уже отмечалось, адекватность социальных условий человеческому компоненту общественной жизни, причем эти условия включают и созданные обществом в процессе его исторической деятельности (искусственные), и заключенные в окружающей природе (естественные). В соответствии с этим переход к социализму становится объективно необходимым и возможным лишь тогда, когда, с одной стороны, назревает конфликтная ситуация между различными компонентами способа производства общественной жизни, а с другой — складываются материальные предпосылки для ее разрешения.
Ступени становления и проявления закона соответствия—это в конечном счете ступени утверждения основных принципов человеческого общежития, в частности первобытного, антагонистического и комму
71
стического обществ. Из этого же закона следует общий .критерий общественного прогресса и критерий формационных ступеней общества.
Конечно, переход к новому общественному строю сопровождается обострением конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Однако характер и чередование общественных формаций определяются в конечном счете более фундаментальным конфликтом —.между социальными и природными компонентами общественной жизни в целом. Ведь способ производства общественной жизни, в частности соотношение между его социальными и природными компонентами, лежит в основе развития человеческой цивилизации и ее конкретных этапов. Он же обусловливает определенный способ производства материальных благ, позволяет практически реализовать общечеловеческие ценности, придавая им конкретно-историческое содержание и специфику. Так возникают определенные ступени в развитии общества, называемые общественно-экономическими формациями.
При этом следует учитывать региональные разновидности способа производства общественной жизни, например азиатский способ производства с характерными 'для него общественными структурами. Поскольку смена способов производства материальных благ и соответствующих общественных формаций совершается в рамках определенного способа производства общественной жизни, то общечеловеческие ценности, Возникшие на основе предпосылок коренного порядка, Изменяют лишь форму. Из закона соответствия способа производства материальных благ способу производства собственной жизни, точнее, из соотношения между ними вытекают в конечном счете экономические, социальные, политические и духовные общественные процессы. От соотношения социальных и природных компонентов зависит определенный уровень развития материального производства у разных народов; характер господствующих экономических отношений, социальной структуры, Политического строя и общественного сознания; цикличность развития, т. е. периоды между полосами подъема или замедленного развития тех Или иных народов и государств. Способ производства общественной жизни и характер соотношения между его компонентами,' по нашему мнению,
72
может быть взят в качестве критерия прогресса' общества и его перехода от классово антагонистического к коммунистическому, а следовательно, и от капитализма к социализму. Лишь при таком подходе учитываются не только орудия труда, но и человеческий компонент общественной жизни, а равно и его отношения с природой.
Сущность предшествующей истории состояла в том, что, как писал К. Маркс, люди еще созидали условия своей социальной жизни, но не начали жить на основе созданных условий. Это означает, что способ производства собственной жизни (производство людей) и способ [производства материальных благ (производство вещей) находились в антагонистических отношениях. Наступление коммунистической цивилизации означает, что здесь впервые между способом производства материальных благ и способом производства собственной жизни исчезает антагонизм и наступает состояние адекватности, соответствия:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.