Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова
Кафедра
САПР
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛАБРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ И СРС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭВМ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА»
Части 2, 3
Барнаул · 1999
УДК 32.073.2
И.В. Методические указания к лабораторным занятиям и СРС по курсу «ЭВМ и периферийные устройства» для студентов специальности САПР. Части 2, 3 /Алт.гос.техн.ун-т им.И.И.Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ. – 1999. – хх с
Методические указания обеспечивают лабораторные занятия и СРС по разделам «Теоретические основы построения ЦВМ» и «Схемотехнические принципы построения ЦВМ» курса «ЭВМ и периферийные устройства», читаемого на кафедре «Системы автоматизированного проектирования» в рамках автоматизированной системы поддержки преподавания. Указания подготовлены кандидатом физико-математических наук доцентом Левкиным И.В.
Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры САПР.
Протокол N от . .99 г.
Рецензент: кандидат технических наук Семенов А.В.
ã Алтайский государственный технический университет им
И.И.Ползунова, 1999 г.
Методические указания
Материал курса изучается на лекционных занятиях, закрепляется на итоговом собеседовании, подготовка к которому осуществляется при выполнении лабораторных работ и СРС.
Для экономии времени на занятиях ниже приводится конспект лекций, который может служить опорой при освоении материала. Тесты и литература, включенные в электронную библиотеку, могут быть использованы для подготовки к собеседованиям во время лабораторных работ и СРС. Соответствующие задания и ссылки на файлы с указателем пути для поиска на компакт-диске приведены ниже. При подготовке к ответу разрешено использовать электронную библиотеку кафедры, поэтому рекомендуется проводить лабораторные занятия и СРС в компьютерной лаборатории в составе половины учебной группы. Необходимо также выделять компьютерное время для самостоятельной работы студентов с библиотекой.
Структура информационного обеспечения темы содержит название головного каталога (например, «IBM_PU.99»), в расширении которого указан год преподавания и корректировки соответствующего курса.
II. Теоретические основы построения ЦВМ
4. Арифметические основы построения ЦВМ
Конспект
Системы счисления, применяемые в ЦВМ.
4.1. Системы счисления.
· Позиционная система счисления, алфавит.
· Представление в виде многочлена по степеням основания системы,
245.83=2×102+4×101+5×100+8×10-1+3×10-2.
k(10) =åi=-nmai×10i; s - основание,
k(s) =åi=-nmai×si; k(s) =amam-1 ... a1a0a-1 ...a-n; ai < s.
· Цифры системы счисления, s<10, s>10, {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F}.
4.2. Системы счисления, применяемые в ЦВМ.
· Целесообразность использования двоичной системы счисления, принцип двоичного представления информации.
· Многочлен по степеням 2-х, {0,1} – алфавит.
· Представление числа 27.25 в двоичной системе:
27.25=1×24+1×23+0×22+1×21+1×20+0×2-1+1×2-2;
16 8 0 2 1 0 1/4
27 0.25
27,25(10)= 11011,01(2).
· Двоичная запись в 3.32 раза длиннее десятичной.
Число n двоичных разрядов, необходимое для записи m-разрядного числа, определяют из условия: 2n³10m. Отсюда n*lg(2) > m, или n/m>1/lg(2)=3.32, т.е. двоичная запись числа по крайней мере в 3.32 раза длиннее десятичной.
* Восьмеричная и шестнадцатеричная системы.
* Многочлен по степеням 8-ми, алфавит, k(8) =åi=-nmai×8i;
* 215(10)= 3×82+2×81+7×80=327(8),
192 16 7
215
* Многочлен по степеням 16-ти, алфавит: {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F};
k(16) =åi=-nmai×16i.
* 215(10)=D×161+7×160=D7(16),
13×16 7×1
215
4.3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
* Табличный способ перевода
* Способ многочлена для целых чисел
Последовательные степени
2-х: 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024 2048 ……;
8-ми: 8 64 512 4096 ..….;
16-ти: 16 256 4096 .......
377(10) ® 101111001(2), 101111001(2) ® 377(10) ,
377(10) =1×28+0×27+1×26+1×25+1×24+1×23+0×22+0×21+1×20 =101111001(2);
256+ 0 + 64+ 32+ 16 + 8 + 0 + 0 + 1 = 377(10).
377(10) ® 571(8), 571(8) ® 377(10),
215(10)= 5×82+7×81+1×80=571(8),
320+ 56+ 1 =377(10),
* Особые случаи перевода для целых чисел:
571(8) ® 101 111 001(2), 101 111 001(2) ® 571(8),
377(10) ® 179(16),
377(10) = 1×162+7×161+9×160=179(16),
256 + 112 + 9 =179(16)
179(16) ® 0001 0111 1001(2) = 1 0111 1001(2).
* Способ многочлена для дробных чисел:
0.3125(10) = 0×2-1+1×2-2 +0×2-3+1×2-4 =0.0101(2);
0 +0.25+ 0 +0.0625=0.3125(10)
0.3125(10) =2×8-1+4×8-2 =0.24(8),
0.25 +0.0625=0.3125(10)
0.3125(10) = 5×16-1 =0.5(16),
0.3125
* Особые случаи перевода для дробных чисел:
0.3125(10) =0.24(8) =0.5(16) =0.0101(2);
0. 2 4 (8); 0. 5 (16).
0. 010 100(2) 0.0101(2)
* На практике: (10) ® {(8) (16)} ® (2).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.