На рис.1.5 представлены кривые потокосцепления при изменении нагрузки и частоты, рассчитанные по (1.14). Они построены в функции абсолютного скольжения для частот: f1 = 50; 40; 30; 20 и 10 Гц (соответственно кривые 1 ÷ 5). Как видно из графика, потокосцепление при увеличении нагрузки уменьшается, и тем больше, чем меньше частота питающего напряжения f1. При частоте 50 Гц, номинальной для двигателя DT80N4, и абсолютном скольжении = 0,2 потокосцеп-ление снижается в 1,5 раза, а при частоте f1 = 10 Гц в 2,5 раза. Как видно из графика, уменьше-ние особенно значительно при меньших нагрузках и частотах. Уменьшение при увеличении нагрузки объясняется тем, что возрастающий при этом ток обмотки статора создает дополнительное падение напряжения ее сопротивлениях. При неизменном напряже-нии питания это влечет за собой, согласно Рис.1.5. Кривые потокосцепления
(2.23), уменьшение ЭДС е1, потокосцепления , при изменении нагрузки и частоты и как результат . Степень влияния этого фактора зависит от соотношения активного и индуктивного сопротивлений обмотки статора. При больших частотах оно проявляется слабее из-за преобладающего влияния сопротивления контура намагничивания . Однако при значительном снижении частоты, заметно уменьшается, а при низких частотах может стать соизмеримым с R1, и даже меньше его.
Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. При идеальном холостом ходе величина потокосцепления определяется отношением напряжения к частоте и при регулировании частоты остается практически постоянной, незначительно изменяясь только в области малых частот.
2. При изменении нагрузки главное потокосцепление не остается постоянным, а изменяется и тем значительнее, чем глубже регулирование частоты. Основная причина этого – влияние падения напряжения на активном сопротивлении обмотки статора R1 .
Исследование поведения тока статора при различных режимах работы двигателя представляет интерес по нескольким причинам. Во-первых, он является основной причиной уменьшения главного потокосцепления и ухудшения всех характеристик двигателя, прежде всего механической. Во-вторых, при U/f – управлении в функции тока статора работают компенсирующие связи, и характер его поведения существенно влияет на их работу. В-третьих, именно по току статора производится оценка энергосбережения.
На основе схемы замещения (рис. 1.2) было получено выражение для тока статора:
, (1.27)
устанавливающее связь с током намагничивания , который, в свою очередь, связан с потокосцеплением: . В соответствии со схемой замещения является реактивной составляющей тока статора, а его активной составляющей служит ток ротора , приведенный к статору. Полный ток обмотки статора определяется суммой векторов и , его модуль равен . На рис.1.7,а для двигателя DT80N4 построены кривые тока , рассчитанные по (1.27) для нескольких частот, а на рис.1.7,б те же кривые построены в увеличенном масштабе при малых токах и частотах.
а) б)
Рис.1.7. Кривые тока статора в зависимости от изменения нагрузки и частоты: а) при частотах f1 =10÷50 Гц; б) при малых частотах (f1 = 10÷4 Гц) и нагрузках.
Как следует из рис.1.7,а, для данного двигателя ток намагничивания равен 2,1А (). При увеличении нагрузки β = ток растет за счет его активной составляющей, изменяясь по нелинейному закону. Как следует из выражения (1.27), темп нарастания тока зависит от частоты, т.к. индуктивное сопротивление в числителе больше, чем в знаменателе. При бóльших частотах ток при увеличении нагрузки растет интенсивнее, что объясняется зависимостью потокосцепления не только от нагрузки, но и от частоты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.