Рисунок 6.10 - Зависимости экстремальных значений математических ожиданий эффективной мощности двигателя D-442ВН от нагрузки и меры ее рассеяния: а – Км=1,20; б – ДПМ (Км=1,40)
6.5. Разгон тракторного агрегата
6.5.1. Процесс трогания и разгона
Разгон трактора в составе агрегата — это неустановившийся, или переходный, процесс. Работа трактора при неустановившемся режиме имеет место при включении и выключении сцепления, резком изменении подачи топлива, заглублении или выглублении плуга, выключении ВОМ под нагрузкой и др. Однако наиболее характерным неустановившимся процессом является процесс трогания и разгона.
Под процессом разгона понимается способность трактора сообщить МТА некоторую скорость движения, начиная с нуля, без переключения передач. В теории трактора разгон рассматривается лишь для случая ступенчатой механической трансмиссии и поршневого двигателя, поскольку эти конструктивные особенности обусловливают наиболее критические условия разгона. Сложность осуществления разгона при ступенчатой трансмиссии без переключения на ходу заключается в том, что трактор при полной нагрузке должен трогаться и разгоняться, например, в отличие от автомобиля, на той же передаче, на которой ему предстоит работать. Рабочие скорости современных конструкций трактора на транспортных работах составляют 35-45 км/ч. Поэтому проблема разгона трактора приобрела особую остроту.
Можно выделить два аспекта проблемы разгона трактора [1] :
· возможность разгона по критерию запаса мощности двигателя, т.е. остановится двигатель или нет;
· длительность и путь разгона, определяющие агротехнические показатели работы агрегата и его производительность.
Трогание и разгон МТА происходят следующим образом. Двигатель работает в заданном режиме без нагрузки, сцепление разъединено, трактор стоит неподвижно. В начальный период t0 (рис. 6.11) включения сцепления происходит интенсивное буксование ведущих дисков, а на ведомую часть сцепления передается небольшой крутящий момент, под действием которого в трансмиссии выбираются зазоры между зубьями шестерен и в шлицевых соединениях, происходит упругая деформация деталей трансмиссии. По мере увеличения силы сжатия дисков муфты сцепления момент Мф, передаваемый ими, нарастает и достигает значения, достаточного для преодоления сил сопротивления перемещению трактора. Трактор начинает двигаться поступательно, в механизме соединения трактора с сельскохозяйственной машиной выбираются зазоры, после чего происходит трогание ее с места.
Рисунок 6.11 - Изменение угловой скорости и крутящего момента ведущих и ведомых частей трактора при трогании с места и разгоне
На рисунке 6.11, отражающем изменение основных параметров динамики разгона, можно выделить два этапа. Первый этап — от начала разгона до точки t1принято называть периодом трогания. Он завершается, когда момент Мф, передаваемый муфтой сцепления, достигает максимального значения и скорости вращения ведомой ωф и ведущей ωд частей муфты сцепления выравниваются, т. е. прекращается буксование дисков. После этого начинается второй этап, который принято называть периодом разгона.
Пиковое значение момента Мф определяется максимальным значением сил инерции агрегата в неподвижном состоянии. Когда же муфта перестала буксовать, агрегат тронулся с места и начал разгоняться, силы инерции начинают уменьшаться, потому что снижаются ускорения. Минимальные значения ωд и Мф на осциллограммах, фиксирующих изменение параметров при разгоне, практически совпадают по времени.
Передаваемый муфтой сцепления крутящий момент зависит от коэффициента запаса сцепления:
Мф = βФМн, где Мф — крутящий момент на ведомом диске муфты сцепления; βФ— коэффициент запаса муфты сцепления; Мн — номинальное значение крутящего момента двигателя.
Рисунок 6.12 - Динамическая схема МТА с механической трансмиссией: а —при трогании; б — при разгоне
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.