Колебательные процессы в тракторе. Структура низкочастотных динамических процессов в тракторе. Структурная схема САР угловой скорости вала двигателя, страница 11

При определении математического ожидания частоты вращения вала дизеля применяется функции связи  [16], установленная при аппроксимации регуляторной () и корректорной () ветвей характеристики двумя прямолинейными участками

          (6.5)

При установлении влияния вероятностной и гармонической нагрузок на среднее значение расхода топлива используется функция связи:

                (6.6)

Для определения эффективной мощности дизеля при аппроксимации его характеристики используются параболические функции:

      (6.7)

Крутящий момент на коленчатом валу при текущем значении угловой скорости ωд для регуляторной и корректорной ветвей характеристики, с учетом установленных линейных связей Мк(ω), выразится как:

                          (6.8)

Применительно к трактору с ДПМ и механической трансмиссией совместное решение уравнений (4.23) и (4.27) для корректорного участка характеристики [3] дает размах колебаний угловой скорости коленчатого вала

                         (6.9)

ДПМ работает на корректорном участке характеристики от номинальной угловой скорости ωн до минимальной ωм, соответствующей режиму максимального крутящего момента. В этом случае коэффициент жесткости Кжк (таблица 6.1) имеет постоянное значение и колебания ωд не вызывают изменения его мощности, поскольку среднее значение угловой скорости равно расчетному (). При работе двигателя с Км≤1,20 на регуляторной ветви характеристики коэффициент жесткости Кжр тоже имеет постоянное значение примерно на порядок выше чем Кжк. Однако в эксплуатации он работает с заходом на корректорную ветвь. В этом случае наблюдается недоиспользование мощности Nеэ из-за «расслаивания» характеристики, так как при =const среднее значение угловой скорости . Это вызвано нелинейностью регуляторной и корректорной ветвей характеристики.

Максимальное недоиспользование мощности двигателя наблюдается при . При этом амплитуды колебаний угловой скорости на регуляторной и корректорной ветвях

                     (6.10)

а отклонение средней угловой скорости от номинальной

.         (6.11)

Относительное недоиспользование эксплуатационной мощности  с достаточной достоверностью можно определить из выражения

      (6.12)

Величина  представляет корреляционный момент.

В выражениях (6.10-6.12)  и  представляют модули частотных передаточных функций от  к  соответственно на корректорной  и на регуляторной  ветвях характеристики двигателя. Величины и характеризуют колебательный процесс при номинальной частоте вращения коленчатого вала.

Анализ моделей свидетельствует, что формирование нагруженности тракторного дизеля определяется параметрами частотных передаточных функций: приведенным к коленчатому валу моментом инерции агрегата , эквивалентными коэффициентами жёсткости характеристики двигателя и частотой энергетического спектра момента сопротивления, а значения этих параметров формируют эксплуатационные нагрузки на установленных скоростных режимах работы.

Условия, при которых колебания нагрузки не вызывают снижение мощности двигателя при его работе на регуляторной ветви, определятся совместным решением уравнений (6.8) и (6.10) для

.                         (6.13)

Разделив обе части уравнения на Мн, получим

.                              (6.14)

После решения уравнения (6.14) относительно  и соответствующих преобразований допустимое значение  выразится как

.                           (6.15)

Анализ зависимостей (6.9) и (6.11) показывает, что при работе тракторного дизеля наибольший размах колебаний Dwд наблюдается в области низких частот. На корректорном участке характеристики двигателя Dwmax достигается при , когда последний член уравнения будет иметь наибольшее значение. Для определения резонансной частоты колебаний , обеспечивающей Dwmax , приравняем к нулю производную этого выражения

.

Тогда , или .

Решение уравнения при  для корректорного и регуляторного участков характеристики дает  и .

Для установления влияния гармонической нагрузки на среднее значение расхода топлива  можно использовать функции связи