Решение уравнения (6.30) возможно
при наличии непрерывной записи или обобщенных вероятностно-статистических
оценок частоты вращения коленчатого вала ДПМ на основных операциях. По спектральной
плотности и частотной передаточной функции
определяются спектральная плотность
и статистические характеристики
момента сопротивления
, которые позволяют установить по
выражению (6.29) взаимосвязь искомых параметров.
В таблице 6.3 приведены зависимости для оценки экстремальных (номинальных) значений энергетических и топливных показателей трактора при вероятностном характере и моделировании по закону арксинуса внешней нагрузки, приведенной к коленчатому валу. Эти зависимости получены с использованием соответствующих моделей (п. 3.4) при вероятностной и гармонической нагрузках без учета и с учетом параметров частотных передаточных функций входного аргумента.
Таблица 6.3 – Экстремальные (номинальные) значения
энергетических и топливных показателей трактора при колебаниях и моделировании нагрузки (2АМс=3σМс, δк=3νМс)
Показатель |
Обозна-чение и размер-ность |
Расчетная формула для вероятностно-статистической оценки |
||
Случайная нагрузка (закон Гаусса) |
Гармоническая нагрузка (закон арксинуса) |
Гармоническая нагрузка с учетом параметров частотных передаточных функций |
||
Угловая скорость коленчатого вала |
|
|
|
|
Расход топлива |
|
|
|
|
Эксплуатационная мощность двигателя |
|
|
|
|
Удельный расход топлива |
|
|
||
Тяговая мощность трактора |
|
|
||
Удельный тяговый расход топлива |
|
|
Наиболее существенное снижение номинальной угловой скорости коленчатого вала и энергетических показателей наблюдается при моделировании гармонической нагрузки по закону арксинуса (АМс=1,5σМс) без учета параметров частотных передаточных функций. Влияние вероятностной нагрузки при этом меньше на 19 %. Наименьшее ухудшение показателей двигателя и трактора соответствует гармонической нагрузке с учетом частоты основного энергетического спектра и момента инерции агрегата.
Полученное снижение энергетических показателей объясняется только нелинейностью и параметрами регуляторной характеристики двигателя (таблица 6.1). Это снижение не зависит от того, будут или нет энергетические потери, вызванные изменением физических условий осуществления процессов в системе вследствие ее колебаний.
На рисунке 6.9 показано влияние коэффициента вариации приведенного к коленчатому валу двигателя момента сопротивления νмс на снижение его номинальной частоты вращения, а также соответствующее недоиспользование эксплуатационной мощности и увеличение удельного расхода топлива.
Рисунок 6.9 - Влияние параметров распределения нагрузки на показатели эффективности дизеля
Результаты расчетов (рис. 6.10) позволили
определить оптимальные нагрузочно-скоростные режимы двигателя на разных уровнях
мощности при работе трактора ВТ-150 в составе тяговых МТА. На среднем Nеэ=110 кВт и верхнем Nеэ=121 кВт уровнях мощности с коэффициентом запаса
крутящего момента 20 % при вероятностной нагрузке vмс=0,07, характерной для основной и предпосевной
обработки почвы, недоиспользование мощности достигает 4,3 %. Поэтому при комплектовании
МТА экстремальный коэффициент использования мощности двигателя следует принять =0,95-0,96.
При работе трактора на режиме ДПМ (Nеэ=100 кВт) колебания внешней нагрузки ограничивают с
одной стороны , а с другой -
, которые определяют диапазоны
непрерывного регулирования Ркр и V,
обеспечивающие функционирование дизеля на участке постоянной мощности. Для
указанных параметров распределения нагрузки оптимальный скоростной диапазон ДПМ
ограничивается экстремальными значениями частоты вращения коленчатого вала
=1750 и
=1300
мин-1. Недоиспользование мощности ДПМ в номинальном режиме достигает
2,6 %.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.