ЭКОНОМИЧЕСКАЯНАУКА ИХОЗЯЙСТВЕННАЯПРАКТИКА
Корпоративное управление как фактор конкуренции
И. А. РАХМАН,
д-р экон. наук, проф., генеральный директор НПП ТЕМА, А. Р. ТЕРЕНТЬЕВ,
канд. физ.-мат. наук, директор по маркетингу
Сегодня требования рынка к строительству существенно меняются, и это объективный фактор. Все большее значение приобретают не только крыша над головой, но и те реальные услуги и удобства, которые созданная недвижимость может предоставить своим владельцам или арендаторам. Готовая продукция строительства становится все более инженерно и технически насыщенной, «интеллектуальной». На пороге уже стоит потребность в строительстве объектов, насыщенных инновационными технологиями «умного дома». Отсюда следует, что способность строительной корпорации воспринимать и использовать достижения мирового уровня становится мощным конкурентным преимуществом.
Специфика строительного процесса в значительной мере определяется набором факторов, в условиях которых достаточно проблематично сохранить поточное производство, которое является одним из важных условий поддержания его высокой технологичности и качества. В строительстве постоянно изменяются расположение площадки, характер проекта, условия логистики, кадровая география и многое другое. С началом нового проекта на новой площадке все основные составляющие, необходимые для строительства — материалы, оборудование, рабочая сила, также могут коренным образом меняться. Наработанные и уста2
новившиеся связи и цепочки вынуждены в значительной мере модифицироваться и даже разрушаться. Многие проблемы, которые легко унифицируются и технологически оптимизируются в условиях крупного поточного производства в других отраслях, в строительстве с трудом поддаются аналогичным схемам и решениям.
Данная объективная трудность строительного производства в равной мере касается любой корпорации или холдинга отрасли. Что же следует этому противопоставить? Ответ на этот вопрос находится в субъективной сфере организационного устройства самой строительной корпорации. Иными словами, эту объективную специфику строительства можно преодолеть только с помощью самого передового и современного устройства системы управления. Именно свойства и качества системы управления становятся важнейшими как экономическими, так и конкурентными факторами.
Настоящая статья посвящена рассмотрению современных управленческих подходов в свете передовых тенденций управления конкурентоспособным бизнесом на основе материалов зарубежных научных изданий.
Попытки построения конкурентных систем управления характерны не только для строительной сферы. В [1] показано, что сегодня для мировой практики баланс стоимости и конкурентные преимущества крупной корпорации медленно, но верно смещаются от материальных активов к нематериальным. Это обстоятельство становится все более верным стратегическим ориентиром для построения адекватной корпоративной управленческой системы. Как показывает мировая практика, одному лишь финансовому управлению корпорации не под силу своевременно и адекватно отражать ситуацию и выдавать верные управленческие импульсы развития. Для прокладки курса в сфере управленческих новаций и, что еще более важно, для его эффективного исполнения становится жизненно необходимой выработка особого коллективного видения всех составляющих функционирования корпорации. Широкое видение проблем, целей и задач, распространенное на всю управленческую иерархию и систему планирования, призвано дать людям как элементам системы управления понимание стратегических целей корпорации и стать идеологической базой для эффективного межструктурного взаимодействия. В этом отношении адекватная реакция на изменение внутренних и внешних условий, восприимчивость корпорации к обучению и новациям как целого орга3
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.