Рациональное распределение функций при корпоративном управлении в строительной отрасли. Корпоративное управление как фактор конкуренции, страница 15

Доля бюджетных инвестиций в общем объеме капитальных вложений в РФ за последние 10 лет имеет тенденцию к снижению. В настоящее время средства консолидированного бюджета составляют 17% в общих инвестициях в основной капитал.

Капитальные вложения в зависимости от форм собственности (см. табл. 3.2) подразделяются на:

1)  государственные капитальные вложения;

2)  капитальные вложения, осуществляемые за счет средств кооперативных, акционерных и иных предприятий и организаций, т. е. собственных средств предприятий и организаций различных форм собственности;

3)  капитальные вложения за счет средств населения (частного сектора).

Поскольку основная часть национального дохода аккумулируется в бюджете, практически источником финансовых ресурсов государственных капитальных вложений являются государственный федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Другим источником финансовых ресурсов на капитальные вложения является прибыль организаций и амортизационный фонд.

Однако, по данным Росстата1, сумма начисляемой в последние годы амортизации такова, что неполностью покрывает потребность в фактическом возмещении основных фондов. Имеющиеся данные показывают, что средняя изношенность действующих основных фондов, особенно машин и оборудования, достигла максимальных размеров. Требуется значительное ускорение их обновления, а следовательно, и увеличения фонда возмещения.

В перестроечный период экономики страны одним из источников финансовых ресурсов на капитальные вложения стали иностранные инвестиции. Привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации спо1 Федеральная служба государственной статистики (Росстат). 40


собствовал Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

§ 2. Источники финансовых ресурсов в коммерческих предприятиях и организациях

В рыночной экономике основным хозяйствующим субъектом выступают предприятия и организации различных форм собственности. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическими лицами. Создаются такие организации в порядке, установленном законом для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. Предприятия и организации приобретают статус юридического лица после государственной регистрации.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 48) основными признаками, позволяющими считать тот или иной хозяйствующий субъект юридическим лицом, являются:

♦  наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

♦  самостоятельная ответственность по своим обязательствам имеющимся в его распоряжении обособленным имуществом;

♦  приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени;

♦  выступление в качестве истца и ответчика в судах.

Статья 48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица.

Гражданский кодекс РФ разделяет все организации и предприятия на коммерческие и некоммерческие по признаку цели деятельности — является или не является извлече-

41